Атака на гражданское общество продолжается. После принятия законов о митингах, об "иностранных агентах" и возвращения в Уголовный кодекс статьи о клевете власть занялась подготовкой наступления на новых направлениях. Общественная палата России обсуждает концепцию закона "О волонтерстве", подготовленную организацией "Юристы за гражданское общество". Причем, как значится в документах ОП, сделано это в рамках проекта "Правовой поддержки гражданского общества".
Вот такой получается парадокс: и проект этот, судя по названию, дело хорошее, и разработчики нового закона вроде тоже правильное обозначение имеют, а на выходе все равно появляется документ, в случае принятия которого волонтерство, как яркое проявление гражданской активности и по сути дела ее высшая форма, уступит место очередной бюрократической "живопырке".
Разработчики законопроекта ссылаются на недостаточность правового регулирования волонтерской деятельности, и это, видимо, верное утверждение. Но то, что предлагается для исправления данной ситуации, называется уже "перерегулированием". Например, в законе предполагается записать, что волонтер – это человек, который действует в интересах третьих лиц по поручению некоего организатора. То есть заранее подразумевается, что волонтеры должны быть формально существующей структурой.
Ну, а уж определение того, что такое "организатор" – это вообще высший пилотаж в подмене понятий. "Организатор деятельности волонтеров – юридическое лицо, от имени и по поручению которого действует волонтер, и которое возмещает расходы волонтера, связанные с выполнением поручения (проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств и материалов и т.д.)", – вот так в этом законе мягко вводится в жизнь будущая бюрократическая структура.
Причем, ни в коем случае нельзя исключить, что структура будет всего одна, и назовут ее, скажем, "Единые волонтеры России". Недаром ведь именно единороссы благодушно комментируют эту вытащенную на свет Божий концепцию и успокаивают взволнованных граждан: мол, ничего страшного не происходит, деятельность волонтеров, раз она так активно развивается, должна основываться на законе.
Но с этим утверждением как раз никто и не спорит. Возражения вызывает сам будущий закон, в котором уже сейчас видны серьезные противоречия. К примеру, записано, что волонтер действует в интересах других людей добровольно и без оплаты. Но тут же мы видим, что организатор-то ему платит. Причем, перечисленные виды оплаты позволяют предположить, что это будут огромные деньги.
Переезд и проживание, инвентарь и материалы – это и есть основные расходы нынешних, пока еще не организованных волонтеров, на которые они тратят и свои личные средства, и полученные пожертвования. Однако власть и тут хочет влезть в частные отношения между гражданами. И опять под благовидным предлогом: дескать, для тех, кто спонсирует волонтеров, будут предусмотрены налоговые льготы. Но есть большие сомнения в том, что многие юридические лица захотят, чтобы об их помощи волонтерским движениям узнали "наверху".
Еще одна готовящаяся бюрократическая удавка на шеи людей, по своему желанию совершенно свободно отдающих другим свое время, силы и деньги – это некий обязательный договор, который волонтер должен заключать со своим организатором. Упорное именование последнего в единственном числе – это, кстати, еще один намек на то, что он действительно может быть один на всю страну. А в этом договоре, как требует закон, будут прописаны цели и задачи каждой конкретной волонтерской акции, права и обязанности сторон и так далее. В общем, все как в обычном коммерческом соглашении.
Представители волонтерских движений уже заявили, что все это полная чушь. Они сразу поняли – речь идет о недобросовестной попытке властей взять под полный контроль одну из немногих реально независимых структур страны. И сделали вывод, что все это последствия наводнения на Кубани, где именно волонтеры не только помогали людям, но и оглашали информацию о бездействии чиновников, которую местные власти пытались скрыть от пострадавших.
Тем не менее, напрашивается вывод, что дело тут не только в Крымске и полном провале госструктур в условиях реальной беды. Без сомнения, закон о волонтерстве надо рассматривать как прямое продолжение закона об НКО, выполняющих функцию "иностранных агентов". Потому что волонтерское движение возникает не только в условиях чрезвычайных ситуаций, случившихся в результате природных катаклизмов. Как известно, в последнее время волонтеры принимали активное участие и в других "чрезвычайных ситуациях", но уже рукотворных, в которые у нас, к сожалению, давно превратились любые избирательные кампании. Понятно, что после принятия закона единый организатор волонтеров, который будет полностью аффилирован с властью, конечно, откажется действовать в этом направлении.
Кстати, в Общественной палате заявили, что закон частную инициативу, естественно, не отменяет, но те люди, которые будут добровольно тратить свою жизнь на помощь другим, уже не смогут называться волонтерами. И вот тут представьте себе ситуацию с будущими выборами: Ассоциация "Голос", официально к тому времени уже именуемая "иностранным агентом", объявляет набор добровольцев – наблюдателей на избирательных участках. Получается, что они тоже окажутся такими же агентами. Ну, а с ними у нашей власти разговор будет коротким.
Иван ПАВЛОВ