В последний месяц вопрос о вероятной отставке правительства Дмитрия Медведева – один из самых обсуждаемых в российских СМИ. Эксперты соревнуются в прогнозах: кто-то говорит о ближайшей осени, кто-то о более долгосрочной перспективе. В любом случае сам информационный фон говорит не в пользу главы правительства – как правило, это отражает наличие «партии будущего премьера», которая вступила в борьбу за пост главы кабинета министров. Однако решение об отставке может оказаться одним из самых сложных для Путина, и ему придется учитывать все «за» и «против».
Итак, «за» отставку весьма сильные аргументы. Нынешнее правительство – с одной стороны, политически слабое, а с другой стороны, - политически амбициозное. Это означает, что оно является слабым далеко не в добровольном порядке, как любое техническое правительстве при Путине-президенте (Михаил Фрадков, Виктор Зубков). Оно в таком статусе форсировано «удерживается», так как рассматривается коалицией пропутинских сил как угроза «стабильности» и сложившемуся порядку распределения финансовых потоков. Иными словами, Медведеву не доверяют, так как не контролируют его в полной мере. Отсюда и «побочные эффекты» - множество дублирующих и параллельных структур, которые берут на себя часть полномочий правительства. Это и бывшие министры в помощниках у главы государства, и комиссия по ТЭКу во главе с Игорем Сечиным при президенте.
В таком виде система принятия решений может существовать достаточно долго. Но «дорого»: слишком часто Путин оказывается втянутым в выяснение отношений между членами «политбюро», эффективность органов власти резко снижается, темпы рассмотрения и принятия решений значительно падают. Каждая сторона вставляет друг другу «палки в колеса», убивая репутацию друг друга, что неизбежно негативно сказывается и на репутации государства в целом, и на основных институтах власти. Смешно выглядит премьер, получающий «пинок» от Путина (фильм «Потерянный день»). Смешно выглядит Путин, переписывающий под диктовку Медведева указ о комиссии по ТЭКу. Смешна сама власть, которая удваивает министров (есть правительство бывших министров в Кремле и правительство новых министров в Белом доме) просто потому, что два ключевых игрока доверяют друг другу все меньше и меньше.
Давление на Путина с целью добиться отставки Медведева, очевидно, растет. Путин время от времени авторам этого давления подыгрывает, но вряд ли испытывает от всего этого большое удовольствие. Создается ощущение растущей персональной дистанции между Путиным и Медведевым. Несмотря на время от времени совместное появление на публике, вероятно, ключевые вопросы все чаще они предпочитают обсуждать сначала со своим командами, а потом между собой. Вероятно, в мае 2008 года это было иначе: сначала лидеры договаривались между собой, а потом давали распоряжения своим командам. Растут и личные обиды. Путин помнит Ливию, одергивание по поводу суда над Ходорковским (Медведев велел не комментировать до решения суда), блокирование Медведевым проекта коллективного вступления в ВТО России, Белоруссии и Казахстана, после очередного провала переговоров с европейцами. За 4 года было много всего. Медведев не забудет унижения 24 сентября прошлого года, ставшего его политическими похоронами, а также «Потерянный день», вышедший в эфир, как минимум с ведома Путина. За отставку Медведева – уже слишком много аргументов, чтобы ее не обсуждать всерьез. Причем нельзя исключать, что громко хлопнуть дверью может и сам Медведев.
Но есть и аргументы «против». И тут стоит назвать два ключевых фактора. Во-первых, слишком быстрая отставка (менее полугода после назначения) будет означать значительное политическое ослабление Владимира Путина на фоне набирающего влияние его окружения. Зависимость от разных групп влияния становится едва ли не критической. Потакать им, значит передавать им в руки основные рычаги управления. Ослабление лидера неизбежно приведет к плюрализации в окружении президента, ужесточению конкуренции, войн и конфликтов, что станет необратимым процессом саморазложения власти. Отставка Медведева в таком случае потребует назначение исключительно технического премьера, полностью и лично замкнутого на Путина, что будет означать практически совмещение Путиным постов главы правительства и главы исполнительной власти.
Во-вторых, уволенный или ушедший Медведев вряд ли станет отсиживаться за чтением лекций в «Сколково». Про него сразу вспомнят все бывшие поклонники и мечтатели второго медведевского срока. Вокруг него образуется мощный круг поддержки, с ресурсами, влиянием, амбициями и главное – желанием избавиться от Путина. Медведев удобен на посту главы правительства, чем там – в кругу «врагов». Если только не удастся найти «отступные». Такие, которые бы в полной мере компенсировали утрату шансов стать следующим президентом страны.
Татьяна СТАНОВАЯ,
руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий