Целостность России и «кормушки»

 Одним из самых резких и резонансных ответов Владимира Путина во время его «прямой линии» (16 декабря) с российским населением, стала оценка политической деятельности либеральной оппозиции, которая как раз на прошедшей неделе объявила о намерениях зарегистрировать партию с целью выдвижения своего кандидата на президентских выборах в 2012 году. Путин высказался гораздо жестче, чем в отношении погромщиков, которые всколыхнули далеко не только интернет, как показалось президенту Дмитрию Медведеву. При этом сам президент также выступил за жесткое подавление всех несанкционированных акций.

 
Вопрос к Путину звучал просто и удобно: «Чего на самом деле хотят Немцов, Рыжков, Милов и так далее?» Премьер также просто ответил: «Денег и власти, чего они еще хотят?! В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали, немало миллиардов. Их от кормушки оттащили, они поиздержались, хочется вернуться и пополнить свои карманы. Но, я думаю, что если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся, они всю Россию распродадут».
 
Столь прямолинейного и дискредитирующего ответа мало кто ожидал, особенно учитывая, что политические перспективы либеральной внесистемной оппозиции ни по электоральным, ни по политическим причинам не кажутся оптимистичными. Фактически слова премьера – это признание риска реванша со стороны элиты 90-х годов и что еще более очевидно – страх перед этим реваншем, который проистекает, прежде всего, из очевидного преувеличения угрозы. На этом фоне Путин, видимо, явно недооценивает произошедшие погромы на Манежной площади и последующие за этим массовые драки в разных районах Москвы.
 
Для премьера, разница, видимо состоит в том, что погромщики вовсе не намерены идти в легитимное политическое поле, создавать партию и претендовать на «деньги и власть» - то, за что собственно и развивается конкуренция. Погромщики для Путина – не конкуренты и не альтернатива его «курсу», в отличие от либералов, которые вроде как претендуют на то, чтобы «разрушить режим» да еще и якобы по наводке враждебного Запада. Для этого как раз на днях была предпринята попытка начать создание полноценной партии, даже несмотря на то, что участники коалиции не верят в возможность регистрации такой партии и полноценного участия в выборах.
 
Сами «фигуранты» путинского дела о посягательстве на власть вчера заявили, что готовы судиться с премьером. Лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов заявил, что «те из нас, кто был лично упомянут в этих высказываниях, намерены обратиться в суд по факту клеветы в наш адрес». Владимир Милов, Борис Немцов и Владимир Рыжков, а также Михаил Касьянов приняли по этому поводу специальное заявление. Милов признал, что каждый участник коалиции владеет по квартире в Москве, «никаких тебе вилл, имений, имущества за границей у нас нет. Все текущие доходы тратим на свою оппозиционную деятельность». Владимир Рыжков, в свою очередь, заявил, что «все, сказанное обо мне премьер-министром – ложь и клевета. Цель подобных заявлений – переложить ответственность за ухудшающееся положение дел в стране с себя на мифических внутренних и внешних врагов. А еще – запугать оппозицию, в том числе сторонников созданной нами коалиции «За Россию без произвола и коррупции». Слова Путина он назвал признаком страха перед новой коалицией.
 
На самом деле, страх есть перед любой политической альтернативой, которая исходит не от правящего режима. Конкуренция допустима только внутри власти, а попытки противостоять ей приравниваются к антигосударственным действиям. И такая ситуация сохранится до тех пор, пока кредит доверия к тандему будет поддерживаться на высоком уровне.
 
Татьяна СТАНОВАЯ (руководитель аналитического департамента «Центра политических технологий»)
 


Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий