Проскакал на розовом коне…

Завтра ранним утром из Волгограда, Воронежа и Саратова в село Гусевка Ольховского района, что неподалеку от известного города Камышин, отправятся почитатели творчества художника Кузьмы Петрова- Водкина. Повод более чем подходящий: здесь пройдут праздничные мероприятия, посвященные 100-летию создания картины «Купание красного коня». История создания этого шедевра изложена во многих исследованиях и энциклопедических изданиях.

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется еще ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились такие строчки:
«Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне».

Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех. В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота.Первая мировая война, затем революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. В 1950 году в результате упорных и изнурительных переговоров произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были, наконец, возвращены на Родину. Вдова художника передала картину в коллекцию известной собирательницы Клавдии Басевич, а та в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее

В Гусевке праздничные торжества пройдут при поддержке и непосредственном участии Владимира Плотникова, уроженца этого села, члена Совета Федерации Федерального собрания России от Волгоградской области министерства культуры региона.

В программе мероприятий - художественный пленэр, конкурс детских рисунков «Лети, мой красный конь!», конно-спортивные показательные выступления, праздничное театрализованное представление, фольклорный фестиваль «На Иловле реке». Гостям праздника будет предложен большой выбор сувенирной продукции, демонстрация стилизованных точек, объединённых творческой идеей праздника.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий