Коллегия Счетной палаты в минувшую пятницу рассмотрела отчет о проверке строительства объектов саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Программа строительства выполнена более чем на 99 процентов. По оценке аудиторов, доля средств, потраченных на подготовку к форуму с нарушениями финансово-бюджетного законодательства, превысила в 2008-2012 годах 15 миллиардов рублей.
После заседания председатель Счетной палаты Сергей Степашин прокомментировал итоги проверки, рассказав также о новых проверках и проблемах бюджета 2013 года.Он рассказал о том, что Счетная палата последние три года постоянно контролировала подготовку саммита. Тем не менее «хвостов» там, судя по материалам коллегии, осталось предостаточно. Последняя проверка с выездом на стройки саммита прошла в октябре. Должен констатировать, - заявил Сергей Степашин, - что на тот момент не были введены в эксплуатацию (как положено, со всеми документами, а не в тестовом режиме) свыше 40 объектов. По прогнозу Минрегиона России, их введут в эксплуатацию в конце ноября.
Вызывает беспокойство ситуация и такая ситуация: две пятизвездочные гостиницы, заложенные к саммиту АТЭС, не построены. Деньги на них были выделены полностью, но они не осваивались, а «крутились» на банковских депозитах. Подрядчиков заменили. Это привело к затягиванию сроков сдачи. Так что гостиницы будут достроены только в следующем году. И это, увы, не единственный пример. Не достроен, как обнаружила Счетная палата, еще и краевой театр оперы и балета. Местные власти обещают завершить эту стройку также в первом полугодии 2013 года. Не все гладко и на новом аэровокзальном терминале.
Еще одна серьезная проблема - жители Владивостока пока не могут в полной мере ощутить всю прелесть новых кратчайших транспортных маршрутов. Из-за недостаточного финансирования не были сделаны съезды и выезды с построенных автодорог. Счетная палата разделяет также беспокойство экспертов относительно надежности электроэнергетики острова. На момент нашей октябрьской проверки не была подключена газовая составляющая местной электрогенерации. Проекты малой распределенной энергетики на основе возобновляемых источников энергии на острове также не были реализованы. Кроме того, нужно рассчитать тарифы на электроэнергию и утвердить их. Если этого не сделать, возможно резкое, в 5-6 раз, удорожание электроэнергии. Тогда содержание ряда объектов АТЭС может стать «золотым».
Еще одна проблема. Местное население и кампус Дальневосточного федерального университета потребляют воду, полученную путем опреснения морской воды, однако на момент нашей проверки официальное заключение экологической экспертизы на качество этой воды отсутствовало. Воду мы попробовали - пить можно. Впрочем, возникших вопросов это не снимает.
На момент проверки, например, не было реализовано первоначальное проектное решение - подача воды на остров Русский из Владивостока через магистральный водовод, проходящий по морскому дну. Как установила Счетная палата, выделенные на это деньги были перераспределены на строительство других объектов. И подрядчик дополнительно запросил на строительство этого водовода 3,5 миллиарда рублей. Считаем эту цифру завышенной.
Есть на острове и экологические проблемы. Несмотря на техническую готовность, вновь построенный на острове современный комплекс по переработке твердых бытовых отходов не имеет полигона для их утилизации. Кроме того, зафиксирован ежедневный вывоз мусора в район несанкционированной свалки на мысе Вятлино, не позволяющий обеспечить ее рекультивацию. Попутно не могу не отметить, что часть стоков от очистных сооружений острова направлена в бухту Новик — лучшую акваторию для выращивания устриц и трепанга.
Тем не менее, - сказал журналистам Сергей Степашин, - несмотря на все, о чем мы только что говорили, я увидел, что на Дальнем Востоке в целом успешно и в рекордно короткие сроки реализован крупнейший российский инвестпроект. Его экономический резонанс в самом близком будущем почувствуют все ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сергей Степашин также сообщил, что скоро завершится проверка эффективности использования бюджетных средств крупными госкомпаниями, в том числе по вопросам непрофильных расходов. Проверка затронет, в частности, и деятельность Российского футбольного союза. Еще один предмет нашего беспокойства — обсуждаемый в настоящее время проект «Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года». Кроме того, мы рассчитываем, что нижняя палата вернется к проблеме финансирования строительства метро в городе Волгограде.