До конца года в школах пяти регионов России может появиться новый предмет – «Финансовая грамотность». В качестве пилотного проект запускается, в частности, в Калининграде и Волгограде. Выбор, как представляется, отнюдь не случаен. Еще в 2010 году Волгоградская область (вместе с Тверской и Калининградской) вошла в пилотный проект программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», разработанной Министерством финансов РФ.
Одним из важных шагов по ее реализации стало принятие «Программы повышения уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области на 2011 – 2015 годы». В середине августа 2011 года эта программа была презентована в Москве в рамках семинара по вопросам повышения уровня финансовой грамотности и развития финансового образования в Российской Федерации. Он проводился Министерством финансов РФ, представительством Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка), а также Организацией экономического сотрудничества и развития.
Особое внимание на семинаре было уделено образовательному аспекту проекта. С этой целью, в частности, было решено проводить Всероссийский конкурс финансовой грамотности положение, положение которого разработано в соответствии с Общефедеральной программой «Финансовая культура и безопасность граждан России» и «Социальной программой повышения финансовой грамотности населения и финансовой поддержки семьи».
И вот на уровне правительства страны решили, что пора расширять диапазон финансовой грамотности: изучать новый предмет будут все школьники - с первого класса и по последний. Как рассказала координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине Анна Зеленцова, сейчас идет отбор учебных заведений для проекта. Она отметила, что программа ориентирована не только на школьников, но и на студентов, а также на людей с низким и средним уровнем доходов и получателей потребительских кредитов.
"Занятия с младшими классами будут проходить в игровой форме, для старших классов предусмотрены лекции, для студентов — мультимедийные курсы, семинары и тренинги по управлению личными финансами",- цитирует ее газета «Известия». По ее словам, Минфин считает, что если детям давать задачи по планированию семейного бюджета, это будет правильнее, чем предлагать им считать, "сколько из какой трубы выливается и куда вливается". Планируется, что в случае успешной реализации проекта новый предмет будет включен в общеобразовательную программу в 2018 году.
Присутствует во всем этом, помимо продекларированных общеобразовательных целей, и вполне прагматичный расчет. Приводится, в частности, такой довод: успешная реализация проекта ПФГ обеспечит финансовой системе России около 14,5 миллиарда рублей в год за счет повышения склонности граждан к накоплению денег на счетах. Еще 1-3 миллиарда рублей могут оказаться на счетах в банках благодаря тому, что население разместит в банках наличные накопления. Как говорится, благими намерениями…Почему? Да потому, что нет ответа на такой вопрос: не «съест» ли инфляция те самые наличные накопления, которые, по мнению Минфина, граждане,в том числе и подросшие к тому моменту школьники, повысив финансовую грамотность, должны будут разместить в банках?
Подчеркнем еще одну особенность затеянного финансового образования. Как заявили в Министерстве образования, никакого пересмотра норм по стандартам занятий в школе нет. Ну, на нет и суда нет. Но тогда совсем несложно сделать такой вывод: часы на новый предмет просто отнимут у других школьных курсов. У литературы? У той же математики, информатики? Или физкультуры – по принципу при деньгах, но без здоровья? А в принципе, конечно, финансовая грамотность лучше, чем финансовая безграмотность – и с этим не поспоришь…
RSS лента комментариев этой записи