
На сегодняшней пресс-конференции губернатор Анатолий Бровко ещё раз поздравил журналистов с прошедшим 13 января Днём печати. И на сайте обладминистрации поздравил, и в личном блоге. Говорил только хорошее. И это правильно, так и надо: как о покойнике на похоронах.
За официальными реверансами в адрес пишущей братии сегодня скрыт такой пласт проблем, о которых и сами журналисты не всегда догадываются. А проблемы эти – ох, как горячи! Впрочем, как и само слово «печать», однокоренное с глаголом «печь» и близкое по первоначальному значению к клейму и тавру. Печать – это приспособление для выжигания. След от настоящей печати не смоешь и не сотрёшь. «Что написано пером – не вырубишь топором», под эту присказку формировались поколения журналистов, веривших в то, что у них есть особенная власть, которой нет даже у правителей.
Объективная информация, журналистское расследование, компетентное мнение – вот три кита, на которых всегда покоился мир прессы. И, похоже, волгоградские воды эти киты покидают навсегда. Вместо них правят бал информационный повод, заказное интервью «на правах рекламы» и «мнение эксперта». В сфере электронных средств массовой информации этот процесс произошёл раньше, теперь черёд – за прессой.
Verba volant, scripta manent – «Слова летают, надписи остаются»
Эта древняя латинская пословица считается прообразом той, что про перо и топор. Но в ней фантастическим образом есть и указание на специфику прессы. В век электронных СМИ и интернет-технологий печатное слово остаётся наиболее твёрдой валютой. Радио и телеэфир мимолётны и эфемерны, в интернете с размещённым там контентом можно творить всё что угодно, а вот с печатным словом всё сложнее. Газета и журнал даже в современных реалиях выбиваются из потока словесных шумов и переизбытка информации.
Пресса требует к себе внимания и определённых усилий.
Как минимум, печатное издание надо взять в руки, развернуть, полистать, затем куда-то положить, или выкинуть. Печатное слово впечатывается в левое полушарие мозга. Оно – там, где речь, письмо, факты, имена, даты. Там, где в нас заканчивается животное и начинается человек. Печатное слово заставляет нас думать, даже если мы отчаянно этому сопротивляемся. Можно тупо смотреть в телевизор, слушать радио просто как звуковой фон, бездумно кликать интернетовские ссылки, а с газетой, даже самой убогой, это не пройдёт. То, что мы прочитываем, впечатывается в нас намертво, даже если прочитанное нам не особенно нравится или, как нам кажется, не запомнилось.
– Доктор, я жить буду?
– А смысл?
С нынешним состоянием прессы, как и в этом коротеньком анекдоте, однозначного ответа на вопрос нет. Точнее, ответ зависит о того, с какой целью мы спрашиваем. Если хотим, чтобы, к примеру, в Волгоградской области осталось хотя бы несколько приличных газет, они останутся. Если просто хотим оттянуть неминуемый момент их смерти – они всё равно отомрут. В общем, в печатных СМИ должен быть какой-то смысл. Сегодня его подменяют явная и скрытая реклама, безнадёжно отстающая от Интернет-ресурсов лента новостей, видимость анализа событий.
Что такое информационный повод? Из инструмента журналистского ремесла он превратился в самоцель. Оттого так забавно смотрятся все поздравления официальных лиц в прессе, написанные нечеловеческим языком разочаровавшихся в жизни сотрудниц пресс-служб и пиар - отделов.
Что такое напечатанный материал «на правах рекламы»? Хорошо, если это про товар или услугу. А если про человека? Тогда это просто акт публичного нарциссизма. А заодно и признание того, что никто тебя не похвалит. Самоудовлетворение, да ещё и за деньги.
Что такое «мнение эксперта», которое стало нормой едва ли не для любого журналистского материала? Обрывок фразы и обмылок мысли, за которыми прячется имитация продуманного и сформулированного мнения или оценки. Газет и журналов, которые этим самым экспертам реально дают слово – всё меньше и меньше.
В итоге российские газеты и журналы год за годом теряют читателя. С одной стороны – рост тиражей «бесплатной» прессы, с другой – интернет-прессинг. Какой смысл покупать газету, если в ней объективности и информации не намного больше, чем в издании, которое кладут в почтовый ящик бесплатно, продвигая товар, политика, услугу, партию… Какой смысл шуршать страницами, если качество написанного в газете и так стремительно деградирует до среднего уровня Интернета, а количественные параметры получаемой информации просто несопоставимы?
Это только кажется, что рынок традиционных печатных СМИ рушится под натиском интернет-изданий и «бесплатных» газет. Истинная причина в том, что многие печатные СМИ утратили свою главную функцию – печатать, выжигать смыслы, работать со словом и втягивать читателя в диалог. За обилием информации всё более утрачивается навык даже не анализировать её, а, хотя бы, формулировать собственную точку зрения, своё мнение о происходящем. Падающие тиражи прессы – явление того же порядка, что и низкая явка избирателей на выборы. Поэтому даже методы повышения того и другого нередко одни и те же: заставить, например, подписаться (проголосовать) коллектив школы, больницы, завода. Или «надуть» тираж за счёт бюджета, бесплатно осчастливив «социально значимой» газетой, например, пенсионеров. Волгоград таких примеров знает немало. Но результат, как правило, плачевен и для бюджета, и для прессы. Первый теряет деньги налогоплательщиков, вторая – жизнеспособность.
«Непрофильный актив»
Для стран Западной Европы, США, Канады для города с численностью в миллион человек обычное количество местных газет с приличным тиражом – две-три. Иногда четыре, если находится богатый чудак, который хочет быть местным Рупертом Мердоком. Так мало- по нашим меркам - не потому, что писать не о чем или некому. И не потому, что там мало читают. Просто устойчивая общественная жизнь предполагает, что любая газета должна иметь своего читателя. Демократа или республиканца, буржуа, интеллектуала или домохозяйку. Только в этом случае у любой проблемы возникает резонанс в общественном мнении. Пресса позволяет группам сформулировать своё коллективное мнение, выразить намерения. Затеять дискуссию. И если уж и не найти в споре истину, то, по крайней мере, аргументировать свою точку зрения. И попробовать набрать очки в общественном мнении. Она, пресса, и там ангажирована, но свою основную функцию выполняет.
Можно ли представить себе такую ситуацию в нашем городе-герое? Чтобы на страницах одного печатного издания состоялась полемика каких-нибудь политических оппонентов? В лучшем случае – они по очереди разместят там (не бесплатно, разумеется) материалы о своих свершениях. В худшем – информационная война, в которой читателей в плен не берут. Самым верным считается прикупить газетку-другую. Или начать издавать свою, бесплатную как сыр в мышеловке.
Вот один известный волгоградский политик, готовясь к предстоящим выборам, активно прикупает местные газеты. Они ещё дышат, но уже давно плавают на боку. Поэтому продаются недорого, значительно дешевле, чем несколько лет назад. Когда-то неплохие журналистские коллективы растаяли, тиражи упали, перспектив их поднять собственными силами – ноль. По сути, этот товарищ покупает, собственно, не газеты, а их названия. Приобретает непрофильные активы, чтобы сложить в скором времени букет из самых Справедливых в Волгоградской области газет. Не поможет, напрасные это хлопоты. Лет пять назад – помогло бы, а сейчас, извините, кризис. И не только экономический, но и культурный, и политический. Газетам как таковым уже давно никто не верит. Оставшиеся читатели если и доверяют, то авторам-журналистам, каких, впрочем, тоже уже почти не осталось.
Посмотрите, какой из еженедельных российских журналов в минувшем году не только не потерял в тираже, но и вырвался на первое место? «Огонёк»! Журнал, который очень критично, но без политических истерик, оценивает всё происходящее нынче в России. Журнал, в котором нет никаких особых профессиональных секретов. Кроме одного – десяток постоянных авторов. Архангельский, Губин, Орешкин, Прилепин, Радулова и т.д. Даже не все по образованию журналисты. А если уж и публикуют мнение экспертов, то это серьёзные материалы на полосу-две, написанные приличными людьми, которые действительно являются профессионалами в своей области. Человеческий капитал – самое важное. Тогда и объективность будет, и тиражи и даже прибыль. А без всего этого печатное издание – непрофильный актив. К тому же – откровенно убыточный, и в политическом смысле тоже.
Где Ваш пулемёт, Ефим Михайлович?
Шесть с лишним назад, в самом людном месте Волгограда, на углу проспекта Ленина и улицы Комсомольской остановилась служебная «Волга» модели ГАЗ 31-10 с номером Р021АА. Это были святые времена, когда вице-мэры ездили на продукции отечественного автопрома, а среди волгоградских печатных СМИ было ещё несколько независимых местных газет. И их главным редакторам нельзя было просто заплатить денег. Нет, материалы на платной основе, они брали. Официально. Но им ещё и надо было понравиться. И отношения возникали только по любви.
Из автомобиля вышли два молодых мужчины в костюмах и при галстуках. У одного их них в руках был новенький, жирно блестящий смазкой РПД (ручной пулемёт Дегтярёва). У второго – зачехлённое оптическое приспособление, которое не оставляло сомнений в серьёзности намерений этой парочки. Прохожие косились, но понимающе отворачивались, когда видели, что господа с пулемётом по-деловому направляются к офису местной радиостанции.
Свидетели странной сцены были бы ещё больше удивлены, если бы узнали, что эти два вице-мэра (по идеологии и первый зам. главы) идут поздравлять с творческим журналистским юбилеем главного редактора «Интера», у которого в тот день был прямой эфир на радио «Новой волна». По-моему, подарок имениннику понравился. Приобретённый в оружейном магазине ЦУМа, «Дегтярь» был только-только списан с какого-то военного склада, и в конверсионном виде выглядел не менее устрашающе, чем в боевом. Подаренная специальная подзорная труба должна была помогать разглядывать «попадания» на мишенях. В общем, было весело.
К чему это я? Да просто с тех пор прошло не очень много времени. А кажется, что это было ещё другое общество, другое государство, другой Волгоград. И другая пресса. И День прокуратуры 12 января не заслонял по значимости День печати 13-го. И отношения в местном политическом бомонде были не менее конфликтными, чем ныне, но более человечными. И была ещё робкая надежда, что всё наладится. А теперь…
Доставайте, что ли, свой пулемёт, Ефим Михайлович?
Виктор ПИЛИПЕНКО
RSS лента комментариев этой записи