Я не знаю, верите ли вы в случайности, верите ли в то, что цепь случайностей становится закономерностью, а закономерность сама по себе есть итог развития событий как во времени, так и в пространстве. Я не знаю, размышлял ли когда – нибудь на эту тему экс – мэр Волгограда Роман Гребенников. Но вот ведь какое дело: сегодня в двух городах мира начинаются судебные разбирательства, фигурантом в которых является Роман Гребенников. Точнее, в одном деле – он прямой участник, а в другом, которое, как ожидается, рассмотрит Европейский суд по правам человека со штаб- квартирой в Страсбурге, он действительно фигурант. А ответчиком выступает Правительство РФ. Впрочем, давайте по порядку.
Сегодня суд Центрального района Волгограда проведет предварительное заседание по иску Романа Гребенникова к администрации области. Напомним, что 22 февраля глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко подписал постановление об отстранении Гребенникова от должности мэра Волгограда. Причина – неисполнение решений суда, повлекшее за собой нарушение прав граждан. Гребенников в обращении к горожанам назвал свое увольнение необоснованным, и заявил о намерении обжаловать его в суде. Так, собственно, и произошло: 25 февраля отстраненный мэр подал иск в суд с требованием: признать документ о своем отрешении – незаконным.
-Я считаю, что судебные перспективы рассмотрения моего иска хорошие, - заявил журналистам Роман Гребенников.Губернская администрация, как мне кажется, рассчитывает активно воздействовать на судебные органы. Но здравомыслящие юристы по всем критериям однозначно заявляют, что губернатор не прав. Есть очевидные вещи, с которыми трудно не считаться, как, например, невозможно назвать белое черным. И если ты говоришь о бездействии главы города – докажи это как юридический факт. Ничего этого нет ни в одном документе. И юристы областной администрации прекрасно понимают уязвимость своей позиции, поэтому решение и готовилось кулуарно. Есть все основания полагать, что суд будет удачным для Волгограда, заявил в своем интервью «Первой газете» Роман
Заметьте, как тонко преподносится: не о себе, мол, пекусь, сограждане, а о Волгограде. Ладно, оставим в покое интервью – случаев поиронизировать над сказанным будет еще достаточно. Уточним только, что сегодняшнее заседание является предварительным. Как говорят в таких случаях юристы, разговор пойдет по принципу известной песенки, в которой рефреном звучат слова: « ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо…». После того, как будут рассмотрены обстоятельства по делу, суд назначит дату рассмотрения иска по существу.
Говорить о том, сколь долгим будет судебное разбирательство, нет смысла. Оно будет – вот и все на сегодняшнее утро. Чем дело кончится, чем сердца экс –мэра и губернатора успокоятся, и успокоятся ли, предстоит еще узнать.
А теперь в Швейцарию, в Страсбург, в Европейский суд по правам человека, друзья! Но поскольку у каждого судебного дела есть своя история, вернемся в Волгоград.
Итак,3 марта 2004 года (опять март – мистика какая-то?) в еженедельной газете «Интер», главным редактором которой был в то время (и оставался им до июля 2010 года) автор этих строк, был опубликован размещенный ниже материал. Читайте.
И ПОКОЯ НЕ ДАЕТ СЛАВА ГЕРОСТРАТА
«Многие века тому назад никому не известный Герострат, чтобы навсегда остаться в памяти потомков, сжег храм. Занимающий кресло председателя областной думы Гребенников также, очевидно, решил привлечь к себе угасающее внимание общественности, обратившись к руководителю ГУВД области Петру Чипуре с требованием взять под личный контроль расследование «поджога» собственной общественной приемной, которая расположена в том же здании, что и Краснооктябрьский райком КПРФ.
Это требование, как сообщил Чипура во вторник на брифинге в ГУВД области, его крайне удивило, поскольку на месте происшествия уже поработали специалисты и поставили пожару «диагноз»: возгорание слабого действия. В переводе с профессионального языка это значит, что причиной происшествия стала отнюдь не брошенная в окно приемной бомба с зажигательной смесью, а всего лишь один из не погашенных окурков. Ими, как и обильными остатками спиртных напитков и дорогих закусок, был, по озвученным генералом со слов пожарных, усеян столик, за которым в будничные дни спикер принимает посетителей.
Очевидно женский праздник, начавшийся еще в минувший четверг в зале областной думы с поздравления обслуживающих (в информационном смысле) местных парламентариев журналисток, продолжился в последующие дни уже в общественной приемной депутата. Нашлись, кстати, и свидетели, которые подтвердили, что восьмого марта в стенах офиса потчевали женщин. Другого сорта, разумеется. И не этим ли объясняется появление в углах депутатской приемной специфических резиновых изделий, обуглившихся по концам? Как тут не вспомнить Михаила Лермонтова: «И странные, дикие звуки всю ночь раздавалися там…».
Ну, да ладно, каждый отдыхает, как может. Тем не менее, подлить политического масла в слабо тлеющий политический костер КПРФ, Гребенникову не удалось: Герострат из него получился такой же, как и председатель думы.
Странно, однако, другое: и областное телевидение, корреспондент которого присутствовал на брифинге Петра Чипуры, и местный вкладыш «Московского комсомольца» начисто проигнорировали мнение руководителя ГУВД. Более того, последнее издание упорно настаивает на криминальной составляющей происшествия и упоминает о якобы разбитом окне в здании райкома. Между тем в озвученном генералом отчете службы «01» четко сказано: все окна и двери в офисе были закрыты «наглухо», и пожарным пришлось разбить стекла, чтобы попасть к месту возгорания.
Как видим, «трагедией» здесь и не пахнет. А пахнет другим: дурно сформированным PR-ом накануне выборов в горсовет, куда, как известно, рвется большая команда КПРФ. И не исключено, что оплачен этот выборный ход деньгами из областного бюджета по договорам на так называемое информационное обслуживание. Известно, что подписывает эти договора коммунист-спикер Гребенников. А кто платит, тот и «музыку» заказал?»
Реакция Романа Гребенникова, который в то время был председателем Волгоградской областной думы, а его так называемая общественная депутатская приемная находилась в помещении Краснооктябрьского райкома КПРФ, отреагировал мгновенно подал на газету иск в суд. Обратился, так сказать, за защитой попранной чести и достоинства. Суд Центрального района, рассмотрев иск, решил, что честь спикера пострадала четыре раза, и обязал редакцию выплатить Гребенникову пять тысяч рублей за порушенное достоинство, а также опровергнуть некоторые факты.
Редакция, в свою очередь, подала на решение суда кассационную жалобу, в которой просила принятое решение отменить. Мотив был очень прост: публикация не содержала фактов и сведений, касающихся непосредственно Гребенникова. А слова Михаила Лермонтова, объяснял суду юрист газеты, представитель Всероссийского Фонда «Гласность» Евгений Калинин, являются не фактом или сведениями, а лишь художественным приемов, ибо редакции неизвестно, действительно ли стонали в тот предпраздничный вечер в общественной приемной Гребенникова какие- либо дамы. А может, ерничал в суде представитель газеты, это были вовсе и не дамы?
Суд областной юмор оценил, но решение не отменил, а всего лишь изменил: обязал редакцию опубликовать опровержение только по трем пунктам, а деньги за «нравственные страдания» тогдашнего спикера Волгоградской областной думы и первого секретаря Краснооктябрьского райкома КПРФ, ему не выплачивать.
После этого Евгений Калинин и сказал мне: давайте обратимся в Страсбургский суд, поскольку, в отсутствии конкретных фактов в принятом решении, можно рассматривать как нарушение права на свободу слова и ограничение прав журналиста. Так мы и сделали – в соответствии с установленной процедурой оформили все документы и отправили их в Европейский суд по правам человека. Это было в последних числах декабря 2004 года. Через пять месяцев я получил уведомление о том, что соответствующий департамент Европейского суда счел заявление обоснованным и принял его к рассмотрению.
Шло время. Точнее, годы. И только в октябре 2010 я получил приглашение для участия в заседании Европейского суда, который поставил вопрос так: «А имелись ли у суда достаточно оснований рассматривать иск Гребенникова как иск о защите чести и достоинства»? До 25 декабря мне предлагалось направить дополнения или изменения по иску, который Европейски суд, по установленным нормам, определил как дело против Правительства России.
В Страсбург я не поехал – дел и здесь хватает. Но согласился на рассмотрение дела без моего участия. По имеющейся у меня информации, дело может быть рассмотрено сегодня. Не скрою, решение Европейского суда меня интересует не в связи с Гребенниковым, а с точки подхода судов к рассмотрению исков к СМИ вообще и к журналистам в частности. Да, со времени появления публикации «И покоя не дает слава Герострата» прошло ровно семь лет.
Но, во первых, многое ли с тех пор изменилось? А во – вторых, в поисках славы не находит «Герострат» покоя и сегодня. Что ж, слаб человек, бывает, хотя само обращение Гребенникова в суд я приветствую. Ему, юристу по образованию, известно, конечно же, что «закон суров, но он - закон». Так будем же , как говорится , ждать справедливого, а, значит, и законного решения суда. И вряд ли в его ожидании я стал бы ворошить дела давно минувших дней. Но вот попалось мне на глаза обнародованное вчера заявление лидера волгоградских коммунистов, депутата Государственной Думы Алевтины Апариной.
Излагая свой взгляд на ситуацию с отстранением мэра от должности, опытнейший политбоец товарищ Апарина «копает» глубже иных обывателей, прожженных политологов и даже бойцов «невидимого фронта» из числа сами знаете кого. Дословно это звучит так.
«Мы считаем, что «Единая Россия» испортила молодого руководителя города Романа Гребенникова! Гребенников – воспитанник КПРФ и мы этого не отрицаем. Он был членом нашей партии, членом обкома, в течение 5 лет работал на должности первого секретаря Краснооктябрьского райкома. Гребенников считался перспективным молодым руководителем. Но мы говорили и о его слабых местах, о том, что он не достаточно хорошо прорабатывал наиболее важные вопросы. И когда Гребенников, предав вырастившую его партию, перешёл в «Единую Россию», там его хвалили за этот поступок на все лады, избирали во все мыслимые и немыслимые руководящие органы, сделав, к тому же, руководителем приёмной В.Путина. И вот теперь, после его отстранения, Гребенников вдруг оказался плохим! «Единая Россия» отреклась от Гребенникова, как он когда-то отрёкся от КПРФ»
Да уж, отречение от веры – тяжкий грех, ибо, как было сказано, « еще до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня».
Знаете, Алевтина Викторовна, у меня, как у гражданина, довольно много нелицеприятных вопросов как к партии «Единая Россия», так и к тем, кто действует под ее прикрытием. Но вот что до того, кто «испортил» Гребенникова.…А как, скажите, можно испортить то, что уже было безнадежно испорчено? И сделали это, как мне представляется, именно вы, Алевтина Викторовна. И не потому, что вас не без оснований называют «политической мамой» Романа, а потому, что вместе с единомышленниками вы породили в «перспективном молодом политике» сверхпрагматичное отношение к политике и наплевательское отношение к закону.
Что, спросите, я имею в виду? Многое. Но вот только один, едва ли не самый существенный факт. В марте (опять март!) 2003 года депутаты избирали спикера Волгоградской областной думы нового созыва. Тогда Гребенников, набрал 19 голосов и провозгласил себя председателем. Но при этом был нарушен Федеральный закон, в соответствии с которым председатель законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ избирается простым большинством от установленного Уставом региона числа депутатов.
Нас (а я тоже входил в их число) было 38. Таким образом, для победы Гребенников должен был набрать 20 голосов. Но тогда в думе ваших однопартийцев было большинство, и на все мои доводы о том, что нарушен закон. Коллеги отвечали молчаливыми улыбками. Я оспорил это решение в суде. Рассмотрение моего иска длилось около года. Вывод: выборы председателя думы есть внутреннее дело самой думы. Я продолжал бомбить суды исками. И однажды при встрече я сказал: Алевтина Викторовна, Вы портите мальчика вседозволенностью: Роман сеет ветер, но придет день и пожинать политическую бурю придется пожинать Вам.
Не забыли о том разговоре, уважаемая Алевтина Викторовна? Тогда согласитесь с моим мнением о том, последующая цепь, как Вы сказали, «предательства» Романа Гребенникова началась, при Вашем молчаливом согласии. с предательства законов России.
Нет, не «Единой России, а Державы по имени Россия.
А СУДный день – он ведь только начинается: тот самый петух еще не прокукарекал.
RSS лента комментариев этой записи