Бензин не для всех

Так спасут ли страну от топливных кризисов правительственные меры?

Как известно, в конце апреля – начале мая Россию потряс топливный кризис. Сперва цены на бензин выросли в среднем на 1-2 рубля, а продажи бензина "в одни руки" во многих областях были ограничены 20 литрами. Затем бензин на 1-2 дня вообще пропал из продажи, что вызвало панику и в автотранспортных предприятиях и у обычных автовладельцев. Затем бензин появился в продаже, но его розничная цена оказалась на уровне 25-26 рублей, вместо 22 рублей за литр. Напуганные полным отсутствием жизненно необходимого топлива, граждане России смирились с резким взлетом цены, удовлетворившись хотя бы тем, что он вновь появился в свободной продаже. Кризис, начавшись в Алтайском крае, затем затронул Белгородскую область, Красноярский край, Воронежскую, Брянскую, Мурманскую области, а потом добрался и до столиц.
 
«Ростовстат» приводит такие данные по ценам на бензин в ЮФО. Выясняется, что на два вида топлива в Волгограде самые «грустные» ценники по округу. Так, литр А-76 у нас стоит 22,76 руб., а дизельного топлива – 23,30. Для сравнения: в Майкопе А-76 стоит только 21,41, а дизтопливо – 22,48 руб. По другим маркам, к счастью, ситуация несколько лучше. Литр АИ-92 у нас стоит 23,48 руб., такое же количество бензина марки АИ-95 – 25,92. Дешевле, чем в Волгограде, по ЮФО только в Элисте. Там соответствующие марки стоят 23,42 и 25,90 руб. В Майкопе же эти виды топлива значительно дороже: 25,16 и 27 рублей.
 
Причем, надо отметить, что рост произошел после того, как летом 2010 г. бензин уже дорожал, а в феврале 2011 г. выросли цены и на дизельное топливо. Производители бензина сразу же выдвинули свою версию происходящего. Они объясняют рост, с одной стороны, мировым подорожанием энергоносителей в связи с кризисом и войной в Ливии, а с другой стороны, – административным воздействием государства на производителей. Мол, правительство, настаивая на поддержании стабильной цены на бензин внутри страны, привели отрасль к тому, что производить топливо стало не выгодно.
 
Что интересно, при этом цена на бензин в России – самая высокая в мире среди нефтедобывающих стран. Стоимость топлива в РФ выше даже, чем в США – стране с образцовой либеральной экономикой. То есть там производить и продавать дешевый бензин выгодно, а у нас почему-то нет. А ведь даже не экономистам очевиден тот факт, что цена на бензин – это базовая величина, на которую равняются практически все цены в стране.
 
То есть, повышая цену на бензин мы одновременно получаем рост цен на продовольствие, промышленные товары, услуги. Ведь для того, чтобы что-то произвести, а затем продать, необходимо истратить топливо. Причем, если цена на топливо растет на 10 %, то общий рост цен в ближайшее время составит 15 %, а то и 20 %, потому что транспортные затраты лежат на всех этапах производства, хранения и транспортировки товара. Плюс подорожание бензина сразу вызывает инстинктивное желание и производителя, и продавца защититься от падения прибыли, из-за чего повышение цен делают несколько большим, чем рост цены на топливо.
 
На протяжении последних 20 лет численность личного автотранспорта в России постоянно растет. Кроме того, растет объем коммерческих перевозок в связи с развитием малого и среднего бизнеса. А, значит, необходимо наращивать производство топлива или сокращать его поставки на экспорт, если Россия не может обеспечить себя должным объемом бензина для внутреннего рынка. Однако в феврале-марте 2011 г. выпуск бензина, по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, сократился на 3,4 %. В целом за первый квартал он составил 8,7 млн. тонн (минус 100 тыс. тонн к прошлому году), в то время как экспорт бензина разных марок вырос в полтора раза – до 1,8 млн. тонн.
 
То есть создается ощущение, что прибыль для владельцев топливопроизводящих компаний гораздо важнее обеспечения внутреннего рынка, что является не просто обычной поставкой товара в соответствии со спросом, а задачей стратегической важности, потому что отсутствие бензина на заправочных станциях больше чем на 1-2 дня способно парализовать экономику страны. Говоря прямо – такая деятельность может быть названа вредительством. И уже не важно, что было тому причиной: погоня за более прибыльным экспортом или стремление повысить цену на внутреннем рынке.
 
Что интересно, вначале кризис затронул регионы, где розничная продажа топлива была монополизирована 2-3 крупными сетями. Но очень быстро выяснилось, что бензина не хватает и на оптовом рынке. Так что обвинить в дефиците розничных торговцев уже не получилось и стало понятно, что корни проблемы лежат гораздо глубже.
 
Положение с топливом заинтересовало главу правительства Владимира Путина и Федеральную антимонопольную службу. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что высокие цены и дефицит бензина вызваны картельным сговором монополистов с целью повышения прибыли компаний. В пользу этой версии свидетельствует наращивание экспорта топлива и внезапно случившееся как раз перед кризисом закрытие ряда НПЗ на ремонт. Вместе с тем, отраслевые эксперты и участники рынка говорят, что контролируемые монополистами НПЗ и нефтебазы стали под разными предлогами отказывать независимым трейдерам и АЗС в закупке топлива по прежним расценкам.
 
Топливный кризис уже начал оказывать влияние на российскую экономику. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция в России в мае ускорится до 0,5 % по сравнению с 0,4 % в апреле, сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Цены на пшено в розничной сети ряда регионов по сравнению с прошлым годом выросли в 1,5-2 раза.
 
Что же предлагает правительство для решения бензинового кризиса? Пока что меры ограничились административным воздействием на монополистов и повышением с 1 мая экспортной пошлины на бензин на 44 %. Но понятно, что такие меры не укротят стремление монополистов продавать бензин там, где это приносит больше прибыли. Повышение пошлин на экспорт вроде бы способно остановить вывоз бензина. Но, как отмечают эксперты, скорее всего, приведет к тому, что объемы производства бензина на российских НПЗ, принадлежащих монополистам, будут сокращены и произойдет переориентация экспорта на вывоз сырой нефти, хотя ранее более прибыльным был экспорт продуктов переработки.
 
То есть правительственные меры не только потенциально малоэффективны и не способны остановить рост цен, но и в целом работают против развития российской экономики. Ведь они оставляют отечественное производство нефтепродуктов без заказов, а рабочих без работы и поощряют монополистов к вывозу необработанного сырья, которое будет обработано за рубежом и прибавочную стоимость за это получат иностранцы. В то же время наиболее логичным решением было бы понижение топливных акцизов. Но готово ли правительство пойти на снижение доходности бюджета? Судя по его действиям, нет. Хотя в российском обществе уже давно назрело серьезное недовольство тем, что огромные доходы, собираемые государством в бюджет, расходуются крайне неэффективно и зачастую просто разворовываются чиновниками.
 
Михаил ДИУНОВ

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Комментарии   
0 #1 Анонимный 21.05.2011 17:10
Бардак начался с приходом Горбачева, а эти два политика развалили доконца всю страну.Короче бардак во всем и по всей России.
Цитировать
Добавить комментарий