.jpg)
Как сообщалось ранее, Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству и Госдуме доработать и принять в первом чтении проекты федеральных законов, направленных на совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду.
По мнению Юрия Корчагина, директора Центра исследований региональной экономики, проблема для России в целом и, в частности, для ее городов – важнейшая. Общепринято, говорит он, что по укрупненным блокам показателей инвестиционную привлекательность города (и региона) определяют его экономический потенциал, интегральный инвестиционный риск и качество жизни населения. Риски потерь инвестиций и прибылей определяются группой частных рисков, включая наиболее опасные для российской действительности: финансовый, криминальный и экологический.
Согласно обнародованной недавно статистике, рейтинг крупнейших городов РФ по выбросам в воздух от загрязняющих его стационарных источников выглядит следующим образом: Омск - 198,2 тыс. тонн; Красноярск - 148,6; Уфа - 134,1; Челябинск - 117,8; Новосибирск - 101,7; Москва - 62,9; Волгоград - 59,2; Санкт-Петербург - 56,6; Самара - 36,5; Пермь - 33,1; Нижний Новгород - 32,7; Казань - 28,7; Саратов - 19,9; Екатеринбург - 19,6; Воронеж - 10,4; Ростов-на-Дону - 9,1; Краснодар - 8,1
Как показывает анализ, экологию и охрану окружающей среды в целом финансируют в основном из областных бюджетов региональные власти. Инвестиции в экологию городов составляют незначительные суммы. К примеру, у Воронежа это- 25,6 млн руб.; у Белгорода - 10,1; у Липецка - 6,9 млн рублей, у Волгограда – держитесь крепче! – 297 тысяч 222 рубля. И это, особо подчеркну, из всех источников финансирования. Если же говорить о сумме из бюджета самого Волгограда, то по году это – 41 тысяча 351 рубль, что ниже среднемесячной зарплаты любого из чиновников города. Ясно, что этих недостаточно даже для организации на современном уровне простой переработки отходов и мусора (эффективного сжигания), а не то чтобы для финансирования строительства современных экологически чистых предприятий по утилизации отходов.
Эту проблему, в том числе, обсуждали недавно в Волгограде на заседании рабочей группы межмуниципального взаимодействия. Представители органов исполнительной власти и муниципальных районов, на территории которых планируется строительство полигонов, мусоросортировочных комплексов и мусороперегрузочных станций, обсудили вопросы, возникающие при реализации концепции комплексной системы сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов на территории Волгоградской области. Как отметил председатель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Горелов, проблема хранения отходов сегодня является самой актуальной экологической проблемой региона.
Напомним, что для ее решения была разработана подпрограмма «Отходы», которая вошла в областную целевую программу «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Волгоградской области». В рамках программы до 2013 года в регионе было запланировано строительство 14 полигонов ТБО. Но в связи с дефицитом бюджета реализовывалась она не с той интенсивностью, на которую рассчитывали при ее разработке.
- Только в ближайшие три года на ее реализацию необходимо порядка 1 млрд. руб., - рассказал Олег Горелов. И подчеркнул: за прошедшие 3 года на проектные и экспертные работы из областного и муниципального бюджетов было выделено немногим более 10 млн. рублей. Очевидно, что при сохранении такой тенденции решение проблемы размещения отходов может затянуться на неопределенный период.
Выход из ситуации, по твердому убеждению председателя облкомприроды, диктует время и государственная стратегия, ориентированная на привлечение частных инвестиций. В Волгоградской области такой подход, основанный на принципах государственно-частного партнерства, успешно реализуется с конца прошлого года, когда между администрацией региона и инвестором было заключено концессионное соглашение на строительство двух новых полигонов твердых бытовых отходов с размещением на них современных мусоросортивочных комплексов.
Кроме того, губернатор Анатолий Бровко подписал постановление от 21.06.2011 № 641"О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию полигонов для размещения твердых бытовых отходов с мусоросортировочными комплексами и мусороперегрузочными станциями на территории Волгоградской области». В соответствии с ним и разработанной концепцией в ближайшие три года (2012-2014гг.) в регионе будет построено 8 полигонов ТБО, 10 мусороперегрузочных станций и 4 мусоросортировочных комплекса.
По словам Олега Горелова, принципиальная поддержка глав районов, на территории которых должны расположиться новые объекты, есть. Совместно с ними облкомприроды разработал пошаговый план действий, результатом которого должно стать подписание концессионного соглашения с инвестором уже до конца 2011 года. Этот план включает в себя 7 этапов: от выбора земельных участков, через перевод их из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения, до оформления права собственности на эти участки.
Сроки, в которые каждый из этапов должен быть осуществлен, предельно сжаты, - рассказывает Олег Горелов.- Но именно от четкости и последовательности действий руководителей органов местного самоуправления зависит реализация концепции и, в целом , решение проблемы размещения и утилизации отходов на территории Волгоградской области. Первый этап плана подготовки к подписанию концессионного соглашения, в течение которого должен быть осуществлен выбор земельного участка для строительства, намечено завершить 3 августа нынешнего года.
А сейчас есть смысл вернуться к выводам Юрия Корчагина, директора Центра исследований региональной экономики. Он утверждает: многие крупные и средние города России остаются инвестиционно - непривлекательными по своей экологии и качеству жизни, в частности, из-за опасного для здоровья загрязнения предприятиями воздуха.
Решаются все эти проблемы, размышляет авторитетный ученый, простым и самым естественным образом - увеличением доли городов в налогах с их территорий до 40-50%. И пусть города вновь обретут собственные финансовые ресурсы (как это было до бюджетных реформ) хотя бы для соучастия в собственном обустройстве, включая решение экологических проблем.
На вопрос нашего корреспондента: как это сделать?- председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды администрации Волгоградской области Олег Горелов мечтательно отвечает: эх, вернуть бы регионам право сбора и прямого распоряжения средствами Экологического фонда.
По данным Контрольно- счетной палаты (КСП) региона, эти сборы в расчете на год составляют 300 миллионов рублей. Они делятся в такой пропорции: 40% уходит в бюджет региона, еще 40% направляется в местные бюджеты, а 20% уходит в бюджет федеральный. Из этой суммы на природоохранные мероприятия региона израсходовано только …2% из средств целевого, заметим, фонда. Куда ушли остальные – покрыто мраком.
Конечно, не только Волгоградская область, и не только регионы ЮФО живут по такому раскладу, но от этого жителям легче не становится. И тем более, говоря словами Юрия Корчагина, не делает наши города и районы более инвестиционно = привлекательными. И потому подготовка проектов федеральных законов, направленных на совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, представляется чрезвычайно актуальной. И совсем было бы здорово, если бы у разработчиков, выполняющих поручение Президента России, нашлось время и желание выслушать представителей регионов. Их практика и опыт – наука многим.