Постъельцинская эпоха завершилась, хлеба и водки россиянам уже недостаточно, комментируют СМИ протестные акции. Теперь Путин, довольно "изношенный" долгим правлением и наделавший ошибок, должен обеспечивать не только экономический рост, но и верховенство закона. Каспаров призывает поддержать либеральную оппозицию, иначе "на момент его свержения останутся лишь ультраправые и ультранационалисты".
Итоги парламентских выборов в России неожиданны уже тем, что власть вообще допустила такие результаты, полагает The Guardian. "В полностью контролируемой системе "Единая Россия" победила бы легко. Но Путин выстроил декорацию из номинально демократических институций, и они вырвались из-под контроля", - полагает журналист Джонатан Стил.
Электорат выразил отчужденное отношение к правящей элите. Как это скажется на исходе президентских выборов? - задается вопросом автор. К субботней акции протеста полиция отнеслась не столь воинственно, а государственное телевидение - более уважительно, чем в прошлом. Будет ли Путин и далее придерживаться этого смягченного подхода?
Постъельцинская эпоха в России завершилась, считает обозреватель. Теперь Путин и его окружение должны обеспечивать не только экономический рост и прогресс в социальной сфере, но также верховенство закона для граждан и бизнеса. Постсоветское поколение россиян, выезжающее за границу, стыдится преступности своих лидеров, многие молодые предпочитают эмигрировать. "Чтобы урегулировать проблему, элита должна значительно и прочно изменить свое отношение к ситуации. Но, если у Путина есть хоть крупица благоразумия, тот факт, что большинство проголосовало против его партии, заставит его зашевелиться", - убежден автор.
"Путину не следует питать иллюзии, что Россию могут миновать требования о предоставлении прав, которые, как ветер, окутывают всю планету, - пишет Джиджи Рива в еженедельнике L'Espresso. - Путин контролирует спецслужбы и традиционные СМИ, но он не учел того факта, что уже много лет интернет и социальные сети играют роль своего рода советской кухни: теперь по интернету расползается недовольство бесстыдным и наглым решением тандема Медведев-Путин поменяться местами, чтобы Путин вернулся в Кремль и правил до 2024 года".
"Путин наверняка одержит победу на мартовских президентских выборах, признает журналист, но уже сейчас он знает, что половина страны относится к нему враждебно. Таким образом, год начался с "арабской весны" и символически завершается "московской осенью", которая, как кажется, должна служить напоминанием, что ни один лидер не вечен", - заключает автор статьи.
После скандально-нечестных парламентских выборов улицы крупнейших российских городов полнятся голосами протеста, пишет в статье для британской The Times лидер ОГФ Гарри Каспаров. "Джинн вырвался из бутылки, и отныне вопрос не в том, будет ли смещен Путин, а в том, когда это случится", - считает он.
После 10 лет трусости Европа и США получили еще один шанс поддержать исторический процесс на стороне сил, за которыми правда, считает Каспаров. "Русская зима" - идеальный шанс для Запада поддержать российский народ, а не коррумпированных правителей.
"Люди часто не замечают того факта, что чувство собственного достоинства - один из факторов, меняющих ход истории. Путин после почти 12 лет у власти преступил границу дозволенного", - пишет Каспаров. По мнению гроссмейстера, роковой первый шаг совершил Медведев 24 сентября, объявив, что уступит дорогу Путину. Это небрежное проявление высокомерия оскорбило даже москвичей и петербуржцев - жителей относительно благополучных городов.
По мнению Каспарова, Запад способен принять меры: "партнеры и пешки Путина уязвимы, поскольку держат свои нетрудовые доходы за границей". Кроме того, Каспаров подчеркивает: "Если Путин раздавит либеральную оппозицию, то на момент его свержения останутся лишь две организованные силы - ультраправые и ультранационалисты. Эти силы реально опасны. Поэтому любое давление, которое только можно оказать на Путина, следует оказать немедленно".
"Путин впредь будет иметь дело с новой Россией", - пишет корреспондент немецкой Die Welt Юлия Смирнова, комментируя демонстрации, прошедшие в России в выходные. "На одну только Болотную площадь в центре Москвы вышли около 100 тыс. человек, выражая протест против подтасовок в ходе парламентских выборов и режима Путина в целом. Это была первая мирная акция протеста подобного масштаба за последние 12 лет". Демонстранты требовали проведения новых выборов, отставки главы ВЦИК Владимира Чурова, проверок по фактам фальсификации результатов, а также упрощения процедуры допуска новых партий, рассказывает журналистка.
Владимир Путин отреагировал на массовые протесты, прошедшие во многих российских городах, довольно сдержанно, говорится в статье. По словам премьера, которые передал его пресс-секретарь Дмитрий Песков, власть услышала россиян, собравшихся на акции протеста. "На деле это означает, скорее всего, следующее: перемен не будет, - пишет Смирнова.
По словам депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова, если власть проигнорирует "первую фазу заболевания" и не сделает необходимых выводов, это может привести к необратимым переменам, отбросив страну на 10 лет назад.
Одной из самых серьезных проблем зарождающегося гражданского общества в России Юлия Смирнова считает разрозненность в рядах российской оппозиции. Недовольным гражданам, которые хотят отстаивать свои права и защищать достоинство, нужен новый лидер, говорится в статье. "В течение недели малоподвижное российское общество раскачалось после продолжительного забытья. Интерес к политическим темам и готовность вести дискуссии выросли до уровня 1990-х годов".
В акции на Болотной площади "За честные выборы" принял участие известный писатель Борис Акунин, сообщает итальянская La Repubblica. Писатель не видит связи между событиями, происходящими в России, и "арабской весной". "Это совершенно другое дело, - говорит он. - Здесь на улицы вышли люди, которые не страдают и живут неплохо. Здесь все люди благополучные, они получили образование, пользуются всем тем, что называется благосостоянием. Но они понимают, что не хватает еще чего-то: достоинства. И они хотят обрести его".
"Люди вышли на площади, и это стало результатом созревания гражданского общества. Власть должна с этим считаться, она должна понять, что народ изменился. Он больше не довольствуется хлебом и водкой. Он хочет уважения, и он будет требовать его, пока не получит", - уверен Акунин.
Российские власти боятся "эффекта площади Тахрир", отметила в интервью Le Journal du Dimanche политолог Мари Мандра. Поколение Facebook дало новое измерение российской оппозиции, считает она. "До прошлой недели мы видели, как манифестации с участием 100-200 человек немедленно разгонялись. Тот факт, что миллионы людей могут объединяться и обмениваться мнениями в интернете, социальных сетях, дал возможность десяткам тысяч граждан договориться и выйти на улицы, прекрасно понимая, что камеры всего мира будут направлены на Москву и власти будет непросто подавить протесты", - приводит ее слова издание.
Участники манифестаций требуют повторных парламентских выборов. Более глубинная причина протестов - износ Владимира Путина, пребывающего у власти уже 12 лет, на фоне экономических трудностей, начавшихся в 2008 году, считает эксперт. Кроме того, "24 сентября Путин со своим другом Медведевым, которого он посадил в Кремле, бессовестно объявил с трибуны своей партии о возвращении на пост президента в марте 2012 года, тем самым дав понять россиянам, что они, конечно, могут идти голосовать, но все решено заранее. Это было унижением и настоящей стратегической ошибкой Путина и его советников", - подчеркнула Мари Мандра. По ее мнению, власть Путина зашаталась, "вопрос в том, когда и как".
"Русская зима помогала стране изгонять иностранных захватчиков, от Наполеона до Гитлера. Способна ли она помочь Путину удержаться у власти?" - пишет Гидеон Рахман в блоге Financial Times.
Все российские протестующие разошлись по домам после многотысячных акций, и следующая крупная демонстрация ожидается не раньше Рождества, пишет автор, напоминая, что демонстранты с площади Тахрир, напротив, заняли площадь, отказавшись уходить, пока Мубарак не уйдет в отставку. "Оккупация, очевидно, является гораздо более эффективной тактикой. Но ее гораздо труднее осуществить в разгар русской зимы", - говорится в блоге.
Сложнее, но не невозможно. Автор вспоминает, что "оранжевая революция" на Украине, предполагавшая ночевки в палатки, развернулась как раз зимой. Если сейчас российские демонстранты сделают перерыв в несколько недель, они могут утратить импульс. "Думаю, люди могли бы вернуться на улицы массами задолго до Рождества", - заключает автор.