Сегодня, я, как и многие другие жители Волгограда, прочитали сообщение Следственного комитета (СК) РФ: в Екатеринбурге по факту смерти солдата возбуждено уголовное дело. Рядовой срочной службы был обнаружен "висящим на трубе водопровода в петле, изготовленной из поясного ремня". Другие обстоятельства гибели солдата, как, впрочем, и его имя, официально пока не разглашаются.
Как уточнили в СК РФ, по данному факту военный следственный отдел по Екатеринбургскому гарнизону военного следственного управления СК России по Центральному военному округу возбудил уголовное дело по ст.110 Уголовного кодекса РФ (доведение до самоубийства). Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего трагического случая.
Случай, вне всякого сомнения, трагический, но вот вопрос: случаен ли он?
Вспоминается история, которая получила огласку в марте прошлого года. В Хабаровске двое солдат, проходивших срочную службу в звании рядовых, были осуждены на 3 года 2 месяца и 3,5 года колонии соответственно за издевательства над 19 сослуживцами, в том числе над 11 младшими сержантами. Тогда же пресс-служба Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ сообщила о некоторых подробностях этого инцидента, который произошел еще в июле 2010г.
По данным следствия, обвиняемые Артыш и Чаян Монгуши посчитали, что их сослуживцы неправильно исполняют свой воинский долг. Хорошенько приложившись к спиртному, обвиняемые после отбоя построили на центральном проходе казармы восемь рядовых и 11 младших сержантов. Последние, подчеркну это особо, по воинскому званию являлись им начальниками.
Используя портупеи и швабру, обвиняемые принялись "воспитывать" сослуживцев побоями. Помимо этого, угрожая насилием, братья Монгуши заставили потерпевших отжиматься от пола, а также потребовали передать им имеющиеся наличные деньги. Собрав 2 тыс. руб., они разрешили сослуживцам разойтись.
В суде Монгуши полностью признали свою вину. Их признали виновными в "нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими" и "насильственных действиях в отношении начальника, а также по статье "Грабеж". Ч.Монгуш был также признан виновным в "насильственных действиях в отношении начальника".
Этот эпизод (и слово подобрано не случайно) был, видимо, также учтен при заявлении военной прокуратуры о росте насилия в армии. Такую оценку ситуации дал Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский. Он сообщил, что в российской армии военнослужащие по призыву в первом полугодии 2011г. совершили каждое второе преступление, тогда как в 2010г. - каждое третье.
На заседании коллегии Главной военной прокуратуры Фридинский отметил рост количества насильственных преступлений в армии, от которых за полгода пострадали более 2 тыс. человек. Количество выявленных фактов рукоприкладства со стороны офицеров выросло более чем на 15%, а среди младших офицеров - почти вдвое. Также отмечается рост количества фактов вымогательства денег и другого имущества у сослуживцев. При этом общее количество зарегистрированных в армии преступлений по сравнению с первым полугодием 2010г. сократилось на 11%. За коррупционные преступления в 2011г. уже осуждены 6 высших и 177 старших офицеров.
По требованию военных прокуроров, как прозвучало на заседании коллегии, устранено почти 140 тыс. нарушений закона, отменено более 6 тыс. незаконных правовых актов. Восстановлены права почти 300 тыс. военнослужащих, членов их семей, работников военных предприятий. К различным видам ответственности привлечены более 16 тыс. нарушителей закона, в государственную казну возвращено 700 млн руб. А вот еще несколько цифр: выявлено более 3 тыс. нарушений прав и социальных гарантий военнослужащих на жилье, восстановлены права почти 6,5 тыс. граждан
Главный военный прокурор России, подводя итоги работы коллегии, поручил проработать вопрос о создании военной полиции межведомственной группе с участием представителей прокуратуры и Министерства обороны РФ. Он отметил, что создание военной полиции "будет нужным шагом в наведении порядка, укреплении законности". Однако, как подчеркнул Главный военный прокурор, "полиция не станет панацеей от всех бед, опыт работы военной полиции в зарубежных странах это подтверждает".
Повторю сказанное: "полиция не станет панацеей от всех бед, опыт работы военной полиции в зарубежных странах это подтверждает". На мой взгляд, совершенно правильно подчеркнул это обстоятельство Сергей Фридинский, ибо часто ли в державе нашей полиция становилась панацеей, от каких бы то ни было, бед человека? Это - во-первых. Во - вторых, при чем здесь полиция вообще? Вопрос ведь должен звучать так: то, что происходит в российской армии - следствие или причина?
А что касается опыта военной полиции зарубежных стран, на который сослался Главный военный прокурор России, то вот вам одна маленькая история, о которой недавно широко рассказали зарубежные средства массовой информации: в благополучной и демократической Швейцарии начато официальное расследование дела о дедовщине. Как выяснилось, старослужащие в процессе ритуала посвящения новобранцев подвергали их различным издевательствам.
Инцидент произошел 20 сентября 2011г. в коммуне Бюр кантона Юра на северо-западе Швейцарии. Солдаты элитной танковой роты решили посвятить "духов" в настоящие военные. Сначала они заставили новобранцев есть сырые яйца прямо в скорлупе и запивать их дешевым пивом и чистым спиртом. После этого "духи" должны были проплыть по канаве с дохлой рыбы, а стоящие рядом "деды" посыпали их мукой. Затем солдат заставили преодолевать полосу препятствий и при этом пить спиртные напитки. Очередной этап армейских издевательств, включал в себя отжимания новобранцев на плацу, во время которых "деды" наливали им в правый ботинок по пинте пива. Закончив упражнения, солдаты выпивали пиво, а затем надевали обувь. Финальная стадия посвящения состоялась вечером и включала в себя ужин для "дедов", на котором новобранцы прислуживали в качестве официантов в одних трусах.
Когда этот случай дедовщины всплыл наружу, разразился грандиозный скандал. Командир танковой роты обратился в военную прокуратуру с требованием провести расследование данного инцидента и наказать виновных, которым грозит до 10 месяцев тюремного заключения и крупные штрафы. Возмущенные отклики последовали от швейцарской прессы и общественных и политических деятелей. Так, мэр Женевы Пьер Модэ охарактеризовал данный инцидент как жуткие отголоски средневековья.
Не удивляйтесь, а, тем более, не возмущайтесь мягкостью возможного наказания за «дедовщину» у них - эта норма определяется законами, которые есть внутреннее дело каждого государства. Меня же привлекла оценка инцидента мэром Женевы: «жуткие отголоски средневековья, В России эти «отголоски» зазвучали далеко не вчера, и набирали - набирали - набирали обороты в процентном соотношении, быть может, стремительнее, чем двигатель реактивного самолета при взлете.
Сколько раз, скажите, вам приходилось за последние годы слышать о том, что армия есть отражение того общества, в котором мы все живем? Вот поэтому, в том числе, так важно определиться с тем, что есть следствие, а что есть причина того, что мы так живем. Чем быстрее разберемся, тем меньше будет солдат, "висящих на трубе водопровода в петле, изготовленной из поясного ремня".
RSS лента комментариев этой записи