Впервые за многие годы, получая в январе платежку за коммунальные услуги, мы могли не волноваться. В эти предвыборные месяцы российские власти пошли на беспрецедентный шаг. Они решили не повышать коммунальные платежи в первом полугодии. Почему-то только непосредственно перед выборами президента власти поняли, что рост коммунальных платежей подстегивает ежегодный рост инфляции, о чем недавно заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Мы знаем, какие всплески недовольства вызывает ежегодный рост коммунальных платежей, который усиливается самодеятельностью местных властей и управляющих компаний на местах.
Даже этот год, несмотря на отказ от роста коммунальных платежей с января, не обошелся без громкого скандала, в частности, в Кировской области, в одном из городов которой произошел резкий рост тарифов ЖКХ. Возникли проблемы с платежами за жилищно-коммунальные услуги и у жителей Ярославля, где ряд управляющих компаний напечатал в декабрьских квитанциях уведомление о том, что плата за содержание и ремонт жилья вырастет в городе уже с 1 января. Кроме того, y них выросла плата за тепло в декабре по сравнению с ноябрем почти на 40 %.
Скорее всего, публичное требование премьера России Владимира Путина разобраться с этим безобразием и обещание увольнять губернаторов в регионах, где были зафиксированы необоснованные скачки тарифов, были таким же предвыборным пиаром, как и отказ от роста коммунальных платежей в первом полугодии. К сожалению, пока речи не идет о том, чтобы перейти "к долгосрочному характеру тарифов и экономически обоснованному тарифу", как обещал президент Дмитрий Медведев на Госсовете в октябре прошлого года.
Итак, в этом году удовольствие платить больше все за такое же плохое качество предоставляемых услуг перенесено на второе полугодие. Насколько вырастут тарифы, предсказать трудно. Ведь все, что обещают до выборов, может оказаться всего лишь очередным пиаром. Например, в Москве обещают, что совокупный рост регулируемых правительством города цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в 2012 году составит в среднем всего 4,9 %. В среднем – это если поделить рост на 12 месяцев. Но, судя по всему, реальный рост будет гораздо выше. Еще в июне 2011 года министр регионального развития Виктор Басаргин, выступая перед депутатами Госдумы заявил, что "для сферы ЖКХ будет достаточно сложно удержаться в интервале 6,5-7,5 %". По его словам, согласно ведомственным расчетам, рост тарифов в системе ЖКХ в 2012 году может достигнуть 10 %. Месяц спустя вице-премьер Дмитрий Козак прогнозировал 11-процентный рост тарифов на услуги ЖКХ в 2012 году.
Все изменило заявление премьера Владимира Путина, сделанное в декабре 2011 года в ходе прямой линии с населением. Он пообещал, что рост тарифов ЖКХ в 2012 году будет ограничен уровнем инфляции, которая, по прогнозу правительства, составит 6–6,5 %.
Но, даже если не принимать во внимание другие заявления и прогнозы, 4,9 % для московского ЖКХ, которые сулят нам власти, – это цифра средняя не только по году, но и по жилищным условиям. Для отдельных граждан она будет существенно выше. В частности, уже сегодня говорят о том, что плата по договорам социального найма для жителей домов со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом вырастит на 25 %. Меньше всего вырастит тариф в домах без лифта и мусоропровода. Остальные параметры вырастут по-разному: электроэнергия в среднем на 5,9 %, водоснабжение и водоотведение – на 9 %, тариф за пользование газом – на 15 %. Но это лишь непосредственный рост тарифов. Как показал опыт отдельных регионов, резерв повышения коммунальных платежей кроется не только в тарифах, но и в нормативах потребления.
Кроме того, уже сейчас говорят о том, что в 2012 году планируется двухэтапный рост тарифов на услуги ЖКХ, несмотря на то, что федеральное законодательство содержит норму, согласно которой "пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг". Первый этап с июля, второй – по осени...
А чтобы мы думали, будто знаем, за что платим, нам пообещали уже с 1 января новый тип платежек, в которых будет все это расписано. То есть вместо одной платежной суммы за одну услугу будет две. Потому что по новым правилам будет отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно – за общедомовые нужды.
Поможет ли справиться с играми вокруг тарифов тотальная проверка жилищно-коммунального комплекса, которую в этом году намерена провести Счетная палата, сказать трудно. Но может быть, ей удастся найти то, что не могут найти в правительстве – резервы для снижения тарифов на услуги, которые предоставляют населению. Один из резервов председатель Счетной палаты Сергей Степашин, кажется, уже нашел. В своем интервью "Российской газете", опубликованном в начале января, он заявил, что "тарифы на электроэнергию можно снизить, например, за счет дивидендной политики, ликвидации аффилированных структур". А ведь мы знаем, что рост тарифов в энергетическом комплексе – это основа роста всех других тарифов.
Если коммунальщикам и чиновникам дать свободу действий в повышении стоимости услуг, то большая часть населения уже не смогла бы их оплачивать. Поэтому не только на федеральном, но и на региональном уровне действуют законы, которые устанавливают стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Сегодня федеральный уровень составляет 22 %. Если сумма оплаты превышает этот стандарт, она должна компенсироваться из бюджета. С 1 января 2004 года действует соответствующий московский закон. В столице максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ установлена в размере 10 % от совокупного ежемесячного дохода семьи.
Впрочем, и многие другие регионы стараются не отставать от Москвы. Так, в Санкт-Петербурге с января 2011 года региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 16 %. В Свердловской области – 13 %, в Ростовской – 15 %, в Ярославле – 14 %.
Сегодня, если учитывать данные Росстата, право на получение субсидий имеет минимум 14,3 % населения России. По другим данным (за 2010 год), этот показатель еще выше – удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате коммунальных услуг достигает 26 %. Только в Москве таковых 3 млн. 152 тыс. человек.
В отличие от чисто предвыборного решения - не повышать стоимость коммунальных платежей в первом полугодии, - нельзя не вспомнить о предложении лидера"Справедливой России" Сергей Миронова, который уже не первый год предлагает снизить расходы российских семей на оплату услуг ЖКХ с 22 % до 10 %. Рассмотрение соответствующих поправок в Жилищный кодекс состоялось в Госдуме еще в марте 2011 года, но парламентское большинство их не поддержало. Если бы эти поправки были приняты, они позволили бы значительно снизить платежи большинства населения. Безусловно, это привело бы к росту нагрузки на бюджеты, но может быть это заставило бы федеральные и местные органы власти усилить контроль за расходованием средств в данной сфере.
Замороженные по политическим мотивам тарифы на коммунальные услуги в первом полугодии обещают нам малоприятные сюрпризы во втором. И не только потому, что ожидается двухэтапный рост тарифов, но и потому, что со второго полугодия предусмотрена обязательная установка индивидуальных счетчиков расхода холодной и горячей воды. Управляющие и энергоснабжающие организации получают право устанавливать их "в принудительном порядке". При этом их стоимость включат в платежки. А к потребителям, не установившим приборы учета, будут применять повышенные тарифы.