Информация о том, что «Газпром-медиа» - владелец 66% акций лидера немузыкального вещания радиостанции «Эхо Москвы» - меняет состав совета директоров радиостанции, стала сегодня одной из самых обсуждаемых новостей. Этому уделяется немало места в экспертных оценках многих средств массовой информации как в России, так и за ее пределами.
Как сообщил в своем микроблоге Twitter главный редактор станции Алексей Венедиктов, совет покидает он сам, его заместитель Владимир Варфоломеев, а также два независимых директора: научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин и заместитель главы Президентского исследовательского центра частного права Александр Маковский. Владелец, приходит к экспертному выводу «Газета.ру», инициирует досрочные перевыборы совета директоров станции. Собрание совета и перевыборы назначены на 29 марта.
В совет директоров радиостанции входят девять человек: четыре представителя «Газпром-медиа», трое – радиостанции (коллективу принадлежит 34% голосующих акций, в том числе 18% – самому Венедиктову), еще двое независимых директоров – по одному рекомендованному каждой группой акционеров. «Газпром-медиа» - в нынешнем составе совета представляют гендиректор «Газпром-медиа» Николай Сенкевич, его первый зам Игорь Гойхберг, замгендиректоры Ян Пискунов и Сергей Петров. Коллектив радиостанции, помимо Венедиктова и Варфоломеева, в нынешнем составе представляет адвокат Александр Березин.
Эксперты говорят, что «Газпром-медиа» уже предложил своего кандидата в независимые директора – однокурсника президента Дмитрия Медведева, главу «Связьинвеста» Вадима Семенова. От «Эха» – гендиректор радиостанции Юрий Федутинов(«Пусть теперь он там корячится», – пошутил в микроблоге Венедиктов). Еще один независимый кандидат - бывший глава компании «Лениздат» Евгений Трубин, возглавлявший до ухода в полиграфический бизнес комитет по управлению госимуществом Санкт-Петербурга.
Коллектив радиостанции распространил коммюнике, в котором признал требование основного акционера законным, но выразил «недоумение» решением исключить из состава совета директоров Ясина и Маковского. «Годовое собрание, где планово должен сменяться СД, должно пройти в июне, и подобная спешка нуждается в объяснении», – говорит редакция. Удаление двух независимых директоров журналисты «Эха» называют в коммюнике «несправедливым» и обещают изменить устав радиостанции – включить туда пункт о создании наблюдательного совета «Эха Москвы», который предложат возглавить бывшим независимым членам совета директоров.
По мнению Ясина, решение о смене совета директоров «Эха Москвы» было принято руководством страны. В коммюнике радиостанции эта информация косвенно подтверждается.
«Я понял, что есть желание добиться послушности «Эха Москвы» и установить контроль над редакционной политикой. Насколько я понимаю, не со стороны «Газпром-медиа», потому что эта организация так же, как «Газпром» в целом, была весьма благоприятно настроена к радиостанции (там не было никаких конфликтов), а со стороны высшего руководства», – заявил профессор. «Руководство явно хочет установить контроль над независимыми СМИ, а «Эхо Москвы» в некотором смысле это флагман, если оно меняет курс, то все остальные будут подстраиваться или бороться», – считает Ясин.
«Мы понимаем, что «Газпром-медиа» не могло не отреагировать на критику высших должностных лиц РФ в отношении радиостанции», – говорится в коммюнике редакции. Возможно, речь идет о встрече премьер-министра Владимира Путина с главными редакторами СМИ в Ново-Огарево в середине января. Тогда, напомним, Путин жестко раскритиковал редакционную политику «Эха». В частности, он заявил, что «то, что они дают, это обслуживание внешнеполитических интересов одного государства в отношении другого, в отношении России». «Я не обижаюсь, когда вы («Эхо Москвы») меня поливаете поносом с утра до вечера», – добавил тогда Владимир Путин, и журналистское сообщество поняло: за «понос» кто-то ответит.
В ответ на приглашение в Twitter гендиректора телеканала «Дождь» Натальи Синдеевой прийти в вечерний эфир, Венедиктов заметил: «Позови лучше Громова». На ее вопрос, «имеет ли отношение к изменениям в совете директоров «Эха» бывший пресс-секретарь Путина в бытность того главой государства, а ныне замглавы администрации президента Алексей Громов, Венедиктов туманно ответил: «А ты как думаешь?» В беседе с политологом Николаем Злобиным Венедиктов, правда, заметил, что «точно знает», что «такого распоряжения ВВП (Владимир Путин) не давал».
Между перевыборами СД и критикой Путина нет связи, заявил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков РИА «Новости». Он полагает, что это - «внутрикорпоративные дела». Ранее премьер в программной статье о своей экономической политике, опубликованной в «Ведомостях», заявил, что «Газпрому» следует избавляться от непрофильных активов.
Сейчас холдинг «Газпром-медиа» принадлежит структурам, связанным с «Газпромом», но это не прямое владение. Крупным пакетом холдинга – более 95% – владеет Газпромбанк. Доля «Газпрома» в Газпромбанке составляет 35,54%, у НПФ «Газфонд» – пенсионного фонда газовой монополии и управляющей компании «Лидер» – 47,38%. 10,2% акций Газпромбанка в начале 2012 года получила госкорпорация ВЭБ. «Газфондом» управляет компания «Лидер», аффилированная с банком «Россия» Юрия Ковальчука и Геннадия Тимченко. Банку «Россия», в свою очередь, принадлежит «Национальная медиагруппа», которая владеет долями в телеканалах «Пятый», РЕН, СТС, «Перец» и «Первый». Также банк контролирует крупнейшего рекламного селлера в России «Видео интернэшнл».
Представители «Газпром-медиа» в первой половине дня вторника не комментировали ситуацию, обещая сделать заявление позднее. Сам Венедиктов заявляет, что будет давать комментарии для прессы только после того, как эта история будет освещена «лично Николаем Юрьевичем Сенкевичем».
Все экспертные оценки ситуации вокруг радиостанции «Эхо Москвы» обязательно содержат такой, едва ли не ключевой посыл: она остается одним из немногих российских СМИ федерального масштаба, которые избирают своего главного редактора. На выборах в начале марта прошлого года Венедиктов получил 83 из 87 голосов своих сотрудников. По его мнению, это защищает радиостанцию от изменений ее редакционной политики.
«За редакционную политику отвечает главный редактор, а не (совет директоров)», – поспешил Венедиктов заверить популярного блогера и одного из основателей «Лиги избирателей» Рустема Адагамова. «Мы заверяем наших слушателей, что редакционная политика «Эха Москвы» была и будет основываться на законах Российской Федерации в интересах общественного блага, как, собственно говоря, радиостанция и работала до сих пор», – написали журналисты радиостанции в коммюнике.
По мнению вице-президента Гильдии издателей периодической печати Василия Гатова, в краткосрочной перспективе, до выборов, перемены в СД не повлекут за собой изменений в редакционной политике. «Компания живет по уставу, и процедура, например, смены главного редактора занимает месяцы,- объясняет он.- Уставом регулируются абсолютно все взаимоотношения, и чтобы уволить Венедиктова, нужно убить весь коллектив».
Не убьют?
Похоже, этот вопрос волнует и кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова, который предложил сегодня редакционному коллективу радиостанции "Эхо Москвы" помощь в получении кредита на выгодных условиях с целью выкупа акций радиостанции у "Газпром медиа". Кроме того, как заявила пресс-служба Прохорова, он готов оказать радиостанции содействие в переговорах с рядом банковских структур
«Я на собственном опыте, как владелец ряда медийных структур, знаю, как строится нормальное взаимодействие советов директоров с редакциями. Их функции и зоны влияния в средствах массовой информации, в отличие от производственной сферы, должны быть строго разграничены», - сказал Михаил Прохоров.
По его словам, представители редакционного коллектива вводятся в совет директоров СМИ для участия в обсуждении стратегии развития медиаактива. При этом, как убежден Прохоров, совет директоров не должен вмешиваться в редакционную политику, как это часто происходит в российских СМИ.
Кроме того, Михаил Прохоров предложил уже до президентских выборов, т.е. до 4 марта 2012г., ввести мораторий на перестановки и увольнения в составе редакций и руководящих органов всех СМИ. «Такие действия, так или иначе, являются формой политического давления на журналистов и по определению недопустимы», - подчеркнул кандидат в президенты.
Заметим, что подобного рода заявления неоднократно делались не только претендентами на пост президента, но и даже самими президентами. Но такова российская действительность: говорить одно, думать о другом, а делать так, как нужно власти сегодня. Кстати, в соответствии с федеральным законом, менять редакторов средств массовой информации, официально заявленных в качестве участников освещения выборных кампаний, нельзя и год спустя после их окончания. Именно потому, что, как сказал Михаил Прохоров, «такие действия, так или иначе, являются формой политического давления на журналистов и по определению недопустимы».
Но тут только и остается, что, имея в виду и сегодняшний случай, задать риторический вопрос: да, являются - и что дальше?