Левада-центр опубликовал интересные данные об отношении граждан России к третьему сроку Путина и связанных с ним ожиданиях. Несмотря на ряд некорректностей в части формулировок и попытках подогнать общественные суждения под специфические представления работников Левада-центра, их профессионализм при этом возобладал и данные действительно достаточно объективны.
В числе прочих респондентам был задан вопрос о том, верят ли они в то, что Путин выполнит те или иные предвыборные обещания. Как выяснилось абсолютное большинство верит в то, что им будут выполнены такие обещания, как повышение зарплат бюджетников в 2-3 раза – 53 %, переоснащение армии военной техникой, соответствующей качеству вооружений НАТО – 57 %.
Впрочем, что касается последнего, то спорным является сама необходимость такой веры, поскольку по основным видам вооружений российская техника натовской не уступает, даже при нынешнем плачевном состоянии нашей армии.
Кроме того, 50 % россиян верит также в выполнение обещаний широкомасштабного строительства дорог и развития инфраструктуры по всей стране.
Меньше люди верят в создание 25 миллионов рабочих мест в инновационных отраслях – 36 % против 46 %, в снижение инфляции до 3-4 % в год – 36 % против 47 %, в повышение производительности труда до европейского уровня – 33 % против 42 %, в двух – или трехкратное снижение уровня коррупции – 25 % против 60 %.
При этом 66 % полагают, что будет в основном продолжен ранее проводившийся Путиным курс, и 22 % ждут его изменений.
Что важно, приоритетными для общества являются, в первую очередь, экономические и социальные задачи, решения которых страна ждет от Путина, тогда как решения частнособственнических задач ожидает явное меньшинство населения.
Так, экономического роста и подъема экономики страны ждут 59 % граждан, восстановления социальной справедливости и улучшения жизни простых людей – 44 %, наведения порядка в стране – 42 %. При этом "укрепление демократии, защита прав и свобод личности" волнует 12 %, а обеспечение неприкосновенности частной собственности, стимулирование частного предпринимательства – 7 %.
Правда, нужно отметить, что 46 % озабочены борьбой с коррупцией (в 2008 году их было 35 %). То есть она в общественном сознании заслоняет такие явно первоочередные задачи, как укрепление позиций России на международной арене – 18 %, укрепление обороноспособности страны – 19 %, развитие науки, культуры, образования – 21 %, духовное возрождение России – 13 %. Значимость последних задач последние годы падает, а борьбы с коррупцией – растет.
Нетерпимость к коррупции можно было бы считать только позитивным явлением, если бы не некоторые особые обстоятельства. Как говорят данные того же опроса, если борьбу с коррупцией считают главным 46 %, то борьбу с преступностью в два раза меньше – 23 %, а соблюдение законов со стороны граждан и со стороны власти – всего 28 %.
При этом 27 % полагает, что Путин сможет добиться успеха в борьбе с коррупцией, проведя решительную чистку рядов чиновников высшего ранга и ужесточив наказания за подобные преступления. 15 % считает, что Путину трудно бороться с коррупцией, поскольку он сам во многом зависит от коррумпированных чиновников. Еще 15 % – что Путин и не будет серьезно бороться с коррупцией, поскольку он тем или иным образом заинтересован в ней. А вот 35 % уверены, что Путин будет пытаться бороться с коррупцией, но ему вряд ли удастся добиться существенных успехов, потому что коррупция в России неискоренима.
Что касается других важных моментов, то 68 % граждан хотели бы, чтобы Путин обсуждал свои действия с представителями общественности и оппозиции.
Правда, тут встает вопрос о том, с какой оппозицией, по мнению граждан, Путин должен эти вопросы обсуждать. С той, которая добивается социальной справедливости, настаивает на решении проблем здравоохранения, образования, культуры? Или с той, которая требует обеспечения демократии – для нее, гражданских прав – для нее, неприкосновенности – для нее, и еще защиты частной собственности для тех, у кого она есть?
Судя по тому, что первые задачи считает приоритетными в несколько раз большая доля граждан, чем вторые, под оппозицией общество понимает именно тех, кто отстаивает его реальные интересы.