В будущем году в Волгограде отметят 100-летие это вида общественного транспорта. В порядке информации к размышлению напомним, что 9 апреля 1913 года в Царицыне открылось трамвайное движение. Введены в эксплуатацию депо и вагоноремонтные мастерские. Протяженность трамвайной линии составила 10 километров, ее обслуживали сначала 11 вагонов.Они и начали 30 мая 1913 года осуществлять пассажирские перевозки.
Очень хочется подчеркнуть, что Царицын оказался единственным в стране уездным городом, имевшим трамвай. Царицынский трамвай проектировал русский инженер профессор Шульгин, а вагоны строил Мытищинский завод. Сооружался трамвай городским самоуправлением на предоставленный городу заем. Царицынский трамвай - один из немногих городских трамваев отечественного производства, а не бельгийского производства, которое монополизировало трамвайное строительство в России.
Так что можно только приветствовать инициативу руководства МУП «МЭТ», которое решило: пусть главным подарком горожанам к славному юбилею станет памятник царицынскому трамваю. Решено также, что его интерьер и внешний вид будет воссоздан на заводе по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА».Дело в том, что еще летом 2010 года МУП «Метроэлектротранс» приобрело у ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» вагон 1932 года выпуска, который в свое время на питерском предприятии выполнял роль вагона-буксира. Он-то и послужит основой для трамвая-памятника.
Как проинформировал журналистов генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Николай Жуков, на первом этапе реконструкции вагон разобрали, провели дефектацию тележки и кузова. По результатам дефектации приступили к изготовлению деталей тележки и кузова. На очереди- сборка и покраска и покраска тележки, сварочные работы по реставрации несущего кузова вагона. И только затем начнется реставрации внешнего вида кузова и интерьера салона. Предполагается также смонтировать электрическую цепь с установкой осветительных приборов».
А сейчас еще немного истории, поскольку она, как это чаще всего бывает, поможет лучше понять происходящее сегодня.
Итак, в 1923 году трамвайное хозяйство находилось в непосредственном подчинении отдела технических предприятий Царицынского губкоммунхоза, а с конца 1923 года в составе реорганизованного Управления коммунально-техническими предприятиями.
Вскоре, а именно 15 марта 1924 года, коммунально-технические предприятия города, в том числе и трамвай, объединены в Царицынский коммунальный трест. В связи с переводом коммунальных предприятий, входящих в состав Сталинградского коммунального треста на хозрасчет, в 1931 году трест был ликвидирован и образовано Управление Сталинградских городских электрических дорог «Трамвай». В 1939 году управление трамвая преобразовано в Сталинградский трамвайный трест.
Уже после войны, 26 ноября 1945 года в соответствии с решением Сталинградского горисполкома Сталинградский трамвайный трест был реорганизован в хозрасчетное Управление трамвая Сталинградского горисполкома. В 1955 году трамвайное хозяйство превзошло довоенный уровень, а 6 ноября 1958 года открылось трамвайное движение в Красноармейском районе. 31 декабря 1960 года открыто троллейбусное движение от Привокзальной площади до площади Возрождения. На линии работало 16 троллейбусов. Введено в эксплуатацию депо №4.
Рос город - увеличивались перевозки, и 17 марта 1961 решением Сталинградского облисполкома Управление трамвая было реорганизовано в трамвайно-троллейбусное управление Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Его усилиями 5 ноября 1984 года была введена в строй первая очередь линии волгоградского скоростного трамвая - от ВГТЗ до площади Чекистов. 29 августа 1990 года решением Президиума Волгоградского областного Совета народных депутатов трамвайно-троллейбусное управление преобразовано в производственное объединение «Волгоградэлектротранс».
Прошли немногим более десяти лет, и 5 ноября 2000 года распоряжением департамента городского хозяйства Волгограда Производственное объединение «Волгоградэлектротранс» преобразовано в Муниципальное унитарное предприятие «Волгоградэлектротранс».Ну да, тот самый МУП «МЭТ», который и готовит горожанам подарок к 100 летию царицынского трамвая. Кроме этого, к юбилею планируется выпустить книги, которые расскажут об истории волгоградского электротранспорта. И можно быть уверенным в том, что в них найдется место и для других фактов.
Например, такого:30 мая 2000 года был открыт Музей истории электрического транспорта Волгограда.Или такого:12 апреля 1976г. Была создана компания «Волгоградметрострой». Правда, называлась она тогда «Тоннельный отряд №31 УС «Харьковметрострой» Главтоннельметростроя Министерства транспортного строительства СССР». Цель создания предприятия была сформулирована так: строительство подземного участка скоростного трамвая в г. Волгограде. Затем программа была уже обозначена как Строительство подземной линии скоростного трамвая в г. Волгограде - I и II очередь. И, как хорошо известно, теперь речь идет уже о строительстве третьей очереди этого важного для города транспорта.
И кто же сегодня рискнет дать однозначный ответ на прямой вопрос: как сложится судьба волгоградского трамвая к его юбилею? Дело в том, что продолжать строительство третьей очереди трамвая ОАО «Волгоградметрострой» вряд ли сможет - над предприятием нависла угроза банкротства. Причина? Нет денег. Почему? С предприятием не рассчитались за работы, выполненные в прошлом году при строительстве трех станций метротрама. Кто не рассчитался? Областной бюджет, долг которого составляет 200 миллионов рублей.
- В соответствии с договоренностью, деньги должны сразу поступить на счет заказчика, который уже будет расплачиваться с подрядной организацией,- рассказал журналистам временно исполняющий полномочия главы Волгограда Сергей Соколов. - Я уже неоднократно направлял соответствующие обращения в областное казначейство и на имя губернатора, но пока результатов нет. Впрочем, надеюсь, что наше правительство вскоре полностью будет сформировано и, конечно же, нисколько не сомневаюсь, что мы эти деньги получим. Но ложка дорога к обеду.
Когда наступит «обед»? Ответ на этот вопрос очень хочет получить генеральный директор ОАО «Волгоградметрострой» Михаил Никитин. «Денег мы ждем уже почти четыре месяца, - рассказал он журналистам. - Конечно, задолженность сказывается на работе нашего предприятия. Был конец года, мы выплачивали налоги. Кроме того, как генподрядчики мы были вынуждены частично отдавать субподрядчикам деньги из собственных оборотных средств. На сегодняшний день больше всего страдают именно субподрядные предприятия. Однако если они выставят нам эти долги, то мы обанкротимся».
Специалисты обращают особое внимание на то, что в Волгограде второго такого предприятия - с огромным опытом работы, высококлассными специалистами, современной техникой - просто нет. «Конечно, мы надеемся, что деньги придут в ближайшее время. И тогда обязательно будем принимать участие в конкурсе на строительство третьей очереди метротрама», - говорит Михаил Никитин.
Просчитывать варианты иного развития событий - дело неблагодарное. Да и бесполезное. Пусть их рассчитывают те, кто, возможно, делает все возможное для того, чтобы они развивались именно так, как развиваются. Поэтому пусть будет памятник трамваю - как воспоминание, как напоминание и как часть истории, которая еще не закончена.
RSS лента комментариев этой записи