Сегодня до календарной весны остается меньше недели, но морозы не спешат отступать. Жителям самого южного района Волгограда - Красноармейского, начиная с января месяца, именно они и прочный лед на Волге дают возможность как можно ближе рассмотреть удивительный и самый удаленный 26-метровый памятник-маяк – памятник морякам Волжской военной флотилии на полуострове Сарпинском. Не исключением в минувшие выходные стали и журналисты интернет-газеты «Кривое зеркало».
В любое другое время года маяк на входе в первый шлюз в заканалье Красноармейского, по сути, не доступен для простых обывателей. Сооружен он в комплексе с Волго-Донским судоходным каналом имени В.И. Ленина, поблизости находится и статуя великого вождя. Стены памятника украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. Это все, что видно наблюдателю со стороны Красноармейского.
Летом добраться к памятнику волгоградцы могут лишь заказав лодку у частника либо через объездную дорогу, которая находится ближе к Кировскому району города. Но и там путь к маяку на другой конец полуострова через лес не близкий. Поэтому памятник сильно отчужден от жителей района, и даже при желании досконально рассмотреть его с берега не получится. Сегодня, несомненно, маяк привлекает большинство жителей района, а приезжих – восхищает.
В морозную погоду, когда градусник показывает значительную минусовую отметку, а лед на канале и берегу Волги рядом с набережной не единожды испытан рыбаками на прочность, к маяку начинают стягиваться взрослые с детьми, молодежь и школьники. Кстати, путь от берега набережной до маяка по льду Волги занимает не больше 10 минут, но, несмотря на это, мы ни в коем случае не рекомендуем его повторять. В связи с будущим потеплением такой поход может быть опасен для жизни!
Перед журналистами памятник, который и сегодня призван чествовать сталинградских героев, ведь именно так гласит надпись на маяке, предстал не в лучшем виде. Зато то, что довольно трудно увидеть с берега Красноармейского, открылось в самом невыгодном свете. Ближний вид маяка - удручающая и, скорее, печальная картина.
Это бесконечные и мелкие, и крупные трещины на лестницах, ведущих к памятнику. Затем они также просматриваются и на «теле» маяка. Малопривлекательно выглядят и его обшарпанные от краски различные части.
Все трещины при этом лишь небрежно замазаны грунтовкой, от которой куда-то в бесконечность отходят все новые и новые. Кстати, такой ремонт памятнику провели явно на уровне человеческого роста, все, что выше, его следов практически не показывает. Метровые подтеки ржавчины от чугунных ростров на основании маяка тоже никто не спешил и не спешит убирать. А одна из них, которая глядит прямо на воду и находится над входом в маяк, вовсе «потеряла» свое основание, обнажив красное нутро. Поэтому влага попадает и вовнутрь фигуры.
Хуже всего состояние памятника-маяка - сзади: бетонные основания снизу с этой стороны скопили на себе ни один годовалый слой ржавчины, а саму стену рабочие не то покрасили, не то побелили, добавив к этому сверху смачный и неровный слой штукатурки.
Некогда памятник-маяк действовал, освещая путь кораблям на входе в канал и первый шлюз. Но уже сегодня большая часть стекол в верхней его части выбита, а в помещение, где находился излучатель, лишь задувает ветер.
Согласно открытым сведениям, маяк в Красноармейском является памятником федерального значения и охраняется государством. Он был возведен на восточной части полуострова Сарпинский 65 лет назад по проекту архитектора Якубова. На основании приказа Министерства культуры от 2012 года памятник имеет собственные охраняемые границы.
- Граница территории объекта культурного наследия федерального значения «Маяк» - памятник морякам Волжской военной флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве определяется по контуру насыпи в виде окружности радиусом 40,0 метров от центра башни маяка, - сказано в официальном документе от 2012 года.
По информации, опубликованной в специальном реестре федеральных памятников, маяк в Красноармейском представляет собой объёмно-пространственную композицию, установленную на ступенчатом стилобате с лестницей. Башню маяка венчает круглая ротонда-бельведер, стены выложены из силикатного кирпича, грани пьедестала-цоколя памятника удерживают сразу четыре чугунных массивных ростры.
Ступенчатый переход к башне увенчан декоративным поясом, по центру из крупных рельефных букв под золото выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918- 1919) - Сталинград (1942-1943)»…
Данные о том, что маяк в Красноармейском является памятником федерального значения и нуждается в срочной реставрации, в беседе с журналистом подтвердил и председатель совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. По словам эксперта, последний раз памятник он видел в сентябре минувшего года и оценил его состояние лично. Однако информационной таблички, что маяк хоть каким-то образом охраняется государством, Валерий Котельников так и не увидел. В этой ситуации специалист заявил: это – сегодня не единственный памятник в Волгограде, у которого нет столь необходимой таблички.
- Их нет на 90% федеральных памятников, на маяке тоже нет, - прокомментировал Валерий Котельников.
При этом подчеркнём, что закон о сопровождении памятников федерального значения различными информационными надписями, досками и табличками, действует в России на протяжении уже порядка восьми лет – с 1 января 2010 года.
По вопросу о сегодняшнем состоянии памятника-маяка в Красноармейском нам удалось также связаться с заместителем председателя Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области Александром Крыловым. Зампредседатель комитета ответил, что последний раз видел памятник в 2014 году и во многом горожане жалуются на надписи на памятнике, которые оставляют после себя вандалы, добравшиеся до маяка. На это комитет оперативно реагирует. Кстати, каких-либо надписей на стенах маяка действительно за некоторым исключением нет.
По словам Александра Крылова, сегодня есть желающие реставрировать маяк, и даже - готовы добираться до него на лодке, что его несколько удивляет. Более подробную информацию по маяку зампредседатель волгоградского комитета Госохраны объектов культурного наследия любезно согласился предоставить по журналистскому запросу. Это нами, несомненно, будет сделано.
Данные о том, что памятник-маяк морякам Волжской флотилии нуждается в реставрации, подтверждают и форумчане на независимом сайте TripAdvisor. Сервис рассказывает преимущественно о достопримечательностях не только в российских, но и зарубежных городах. В основном, отзывы здесь составляются по оценкам самих очевидцев.
- Памятник на полуострове Сарпинский морякам-защитникам Сталинграда уникален и интересен своей архитектурой. Но ему не помещал бы косметический ремонт, - гласит отзыв, опубликованный в декабре 2015 года.
- Это красивый маяк на полуострове Сарпинском, который расположен на входе в Волго-Донской канал! Его хорошо видно с набережной Красноармейского района города. Гуляя по ней, много раз любовался маяком и Вам рекомендую. Но он требует реставрации!, - сформировал отзыв на сайте другой очевидец еще раньше - в мае 2015 года.
В открытых источниках была обнаружена и другая любопытная информация, которая говорит, что в России, по предварительным данным, сейчас порядка 200 маяков и навигационных знаков можно отнести к объектам морского наследия, представляющим историческую и культурную ценность. Однако по различным причинам состояние маячных сооружений в настоящее время катастрофически ухудшается.
Между тем, Волжская военная флотилия сыграла важнейшую роль в Великой Отечественной войне. До сих пор неоценима роль моряков в битве за Сталинград. Корабли, катера и суда флотилии в течение всего сражения перевозили войска и множественные грузы через Волгу, а также обеспечивали противоминную и противовоздушную оборону волжской коммуникации. В тяжелейших условиях, во время самых ожесточенных боев моряки были вынуждены вести бесперебойное движение такого флота по Волге.
Любопытно, что в довоенные годы на Волге не было никакой речной военной флотилии, не планировали ее формировать и в случае войны. Так как река находилась далеко от границ и мыслей, что враг может добраться до нее – не возникало. В июле 1941 года Государственный комитет обороны принял срочное решение сформировать Учебный отряд кораблей на Волге для подготовки личного состава флота. В октябре 1941 года на его базе появилась Волжская военная флотилия.
Всего за небольшой короткий период корабли волжской флотилии перевезли с левого на правый берег Волги 23 284 бойца с вооружением, а также более 1500 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов. Обратными рейсами было эвакуировано 10 137 человек раненых и гражданского населения. Большая часть перевозок осуществлялась на участках действия 57-й и 64-й армий, которые участвовали в окружении группировки противника и развитии успеха контрнаступления под Сталинградом.
И еще на заметку: слово ростры, которыми по задумке архитектора четыре раза украшен волгоградский маяк, переводится с латыни как нос корабля. Изначально традиция украшать таким образом нос судна красивой скульптурной фигурой существовала с древних времен. Когда она отслуживала свой срок, ее снимали и закрепляли на стенах зданий, дома хозяина или капитана, и в том числе на ростральных колоннах. Таковые воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны.
ФОТО: интернет-газета "Кривое зеркало"
И еще на заметку!)) "слово ростры, которыми по задумке архитектора четыре раза(???) украшен волгоградский маяк, переводится с латыни как нос корабля. Изначально традиция украшать таким образом нос судна красивой скульптурной фигурой существовала с древних времен. Когда она (нос???) отслуживала свой срок," :lol: Открой хотя бы Википедию, двоеШница! Точнее, теперь уже не два в КОЛ!!! Хотя и его жалко ставить((( :-*
RSS лента комментариев этой записи