Для банка Тинькофф и Альфа-банка уголовное дело о мошенничестве не стало поводом к замораживанию счетов пострадавшей волгоградки.
Жительница Тракторозаводского района Волгограда лишилась сразу всех средств с двух кредитных карт разных банков, подцепив вирус на телефон. Об этом Марина Щ. рассказала журналистам «Кривого зеркала».
- 1 ноября 2018 года в 3 часа дня, взяв в руки свой смартфон, я обнаружила, что он выключен, а включив, поняла, что все настройки сброшены до заводских. Тогда я еще не предполагала, что это не просто технический сбой, - рассказывает волгоградка.
В течение 30 минут девушка восстанавливала все необходимые приложения, а восстановив поняла, что с ее кредитных карт, принадлежащих банкам Тинофф и Альфа-банку, несколькими переводами сняты все доступные средства.
- Я тут же позвонила в службу поддержки обоих банков, сообщила, что данные переводы совершала не я и попросила заблокировать карты.
Девушка рассказала журналистам, что с 12.00 до 13.30 того дня с ее карт были сделаны переводы по одноразовым кодам, которые приходили на ее телефон.
- По карте Альфа-банка было сделано 13 переводов в пользу торгово-сервисных предприятий Tele2, Qiwi и Payup_tl. Вплоть до 5 ноября эти операции «висели», как спорные, но в итоге были переведены на счета указанных фирм, объясняя тем, что в качестве подтверждения были использованы коды из смс, которые я вовсе не получала и вообще не пользовалась телефоном, так как была на работе. Таким образом с этой карты у меня списали 100 тысяч рублей, - рассказывает Марина.
По словам девушки, подозрительные события с ее телефоном Samsung начались еще за сутки до этого. Когда она попыталась войти в мобильный банка Альфа-банка с помощью отпечатка пальца, система ее не пропустила, а в службе поддержки сообщили, что такое бывает и нужно заново ввести данные карты.
- С карты Тинькофф были совершены 4 перевода на карты этого же банка. Из распечатки, взятой у оператора связи Yota, видно, что на мой номер сначала поступил звонок из банка Тинькофф, а затем в течение 15 минут совершены 4 операции на общую сумму 71 тысяча рублей, - рассказывает Марина. - Кстати, сам банк не подтверждает наличие у них исходящего вызова.
В сервисном центре Samsung такой сбой девушке объяснили тем, что она могла подхватить какой-то самоуничтожающийся вирус на сайте бесплатных объявлений Avito, который и предоставил мошенникам доступ к ее телефону, а потом самоуничтожился.
- На следующий день, 2 ноября я написала заявление в правоохранительные органы Тракторозаводского района, где у меня приняли заявление и выдали талон-уведомление об этом. Через несколько дней я была уже в Центральном РУВД и давала такие же показания. Два с половиной месяца я звонила следователям и пыталась узнать заведено ли уголовное дело и лишь после Нового года мне сообщили, что я признана потерпевшей и по факту кражи денег с моих карт заведено уголовное дело от 13 декабря 2018 года, - объясняет волгоградка.
Нерасторопность следственных органов в таком деле это еще полбеды. Как оказалось, хуже обстоят дела с банками, которые на этапе предоставления кредитов и кредитных карт предстают перед своими клиентами лучшими друзьями, а в случае форс-мажора — становятся непримиримыми врагами.
- На протяжении двух месяцев я обращалась в банки с просьбой остановить начисление процентов на украденные суммы, писала претензии, на что получала лишь отрицательные ответы — вы подтверждали данные переводы смс, а значит операции были проведены с вашего согласия и ни о каких замораживаниях счетов речи быть не может. Даже наличие уголовного дела не повлияло на отношение банка к образовавшемуся долгу, - жалуется Марина.
Девушка рассказала, что если Тинькофф банк пошел хоть на какие-то уступки и разрешил до окончания уголовного дела платить минимальную сумму, то Альфа-банк оказался более категоричен и не хочет слышать ничего, а главное требует от девушки максимальных выплат, согласно имеющемуся договору.
Журналисты «КЗ» обратились в оба эти банка за разъяснениями и рекомендациями для их настоящих и будущих клиентов, которые, также, как и Марина, могут попасть в такую нелегкую ситуацию.
- Банк во всех случаях стремится максимально снизить потери клиента от инцидента. Конкретный комплекс мер зависит от многих факторов и применяется индивидуально, - сообщили в Альфа-банке и продолжили начислять проценты на украденную сумму.
В банке Тинькофф, к ситуации отнеслись более внимательно, рассмотрели конкретно ситуацию Марины Щ, три дня совещались, но по итогу выдали почти тоже самое.
- Банк рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке. Согласно условиям обслуживания, клиент несет ответственность за все действия с его картой, в том числе и обязуется хранить ее в недоступном для посторонних месте и обеспечивать приватность аутентификационных данных. При этом мы всегда встаем на сторону клиента и в случае подтверждения мошенничества оспариваем операцию у международных платежных систем, после чего в случае успешного оспаривания возвращаем средства.
Если же клиент фактически сам отдал денежные средства в руки мошенников, в результате обмана поделившись с ними уникальными кодами доступа и аутентификационными данными, клиент может в судебном порядке потребовать у мошенника возместить проценты и другие издержки. Но пока идет разбирательство, условия договора банка с клиентом исполняются, в том числе, и в части начисления процентов на задолженность, - сообщили в пресс-службе банка Тинькофф.
Так что, несмотря на возбуждение уголовного дела по факту кражи денежных средств с кредитных карт волгоградки, она продолжит выплачивать и основной долг, и проценты по кредиту.
Диана Егорова
ФОТО: Globallookpress