К таким выводам пришла Контрольно- счетная палата (КСП) Волгоградской области , которая подвела итоги проверки целевого использования субвенций федерального бюджета, поступивших на обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, проживающих на территории региона, за 2009-2010 годы и 5 месяцев 2011 года
Вот какие данные привел по просьбе нашего корреспондента председатель КСП Игорь Дьяченко.
- Социальная поддержка по приобретению жилых помещений ветеранам ВОВ и приравненным к ним лицам за период с января 2009 по май 2011 оказана 1377 гражданам, 107 из них предоставлены квартиры, 1270 выделены субсидии на приобретение квартир. Поступление бюджетных средств за этот период составило более 1 млрд. 499 млн. руб., из них средства федерального бюджета – более 1 млрд. 494 млн. руб., средства областного бюджета – 4 млн. 206 тыс. рублей, - рассказал Игорь Александрович. - За счет средств федерального и областного бюджетов, - подчеркнул он, - для ветеранов приобрели 13 квартир общей стоимостью 18 млн. 200 тыс. руб. (по 1 млн. 400 тыс. руб. за квартиру). При этом 9 из них были переданы в собственность граждан, 4 квартиры оформлены в собственность Волгоградской области, 2 из которых оставались невостребованными почти год после их приобретения.
Осмотрев приобретенные в 2010 году в г. Волгограде 11 квартир, сотрудники КСП установили, что только в 3 из них проживают сами ветераны ВОВ и приравненные к ним лица. В целом по всем проверенным муниципальным образованиям в приобретенных жилых помещениях фактически проживали от 25 до 45% ветеранов.
Причем в некоторых случаях после получения социальных выплат и предоставления жилых помещений ветераны так и не улучшили свои жилищные условия. Часть из них проживает в тех же помещениях, что и до получения социальной выплаты, иногда без газоснабжения, водопровода и канализации, а приобретенные квартиры подарили своим родственникам. Некоторые ветераны просто переоформили в собственность те жилые помещения, где проживали до получения социальной выплаты, купив их у членов своей семьи. При этом обеспеченность жильем в расчете на 1 человека осталась у ветеранов ниже учетной нормы. Другая часть льготников приобрела за счет социальной выплаты неблагоустроенное жилье, требующее ремонта, без газоснабжения, водопровода и канализации.
Отдельные ветераны, которые проживали в аварийных домах и в связи с этим были поставлены на учет, продолжают жить в них же, несмотря на приобретенное за счет социальной выплаты благоустроенное жилье. Сотрудники КСП установили случай, когда ветеран использовал социальную выплату на покупку аварийного жилья, в котором и проживал. Право собственности он переоформил с другого члена семьи на себя, выкупив эту же квартиру.
Застройщиком домов для ветеранов стало ОАО «ЗЖБИиК», построившее 96 квартир в 4 трехэтажных домах. Срок сдачи жилых помещений, установленный Контрактом, застройщик нарушил более чем на 6 месяцев – вместо октября 2010 года дома ввели в эксплуатацию лишь в апреле 2011. Причем в построенных домах, помимо предусмотренных контрактами 96 однокомнатных квартир для ветеранов, застройщик разместил для себя 12 двухкомнатных квартир. Однако ни в конкурсной документации, ни в контрактах строительство двухкомнатных квартир предусмотрено не было. Проектно-сметная документация на дома также не утверждалась госзаказчиком - Комитетом по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области, а рабочий проект домов уже с дополнительными 12 квартирами утвердил застройщик практически в стадии завершения строительства в феврале 2011 года. В итоге количество квартир в каждом доме увеличилось до 27.
Уже после сдачи в эксплуатацию в некоторых квартирах были выявлены дефекты строительства, которые после осадков привели к течи кровли и фасада. Помимо этого от жильцов дома по ул. Комарова 65 поступали жалобы на частое отключение в квартирах электроэнергии, что свидетельствовало о ненадлежащем качестве выполненных ОАО «ЗЖБИиК» строительных работ.
При постановке на учет ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудники КСП также выявили ряд нарушений. В учетных делах ветеранов Калачевского района и г. Волжского в нарушение Жилищного кодекса отсутствовали документы, подтверждающее право собственности членов семьи ветерана другими жилыми помещениями. Получается, что общая обеспеченность жилыми квадратами членов семьи ветерана не проверялась.
Кроме того, установлены случаи, когда при помощи регистрации за короткий промежуток времени родственников по месту жительства ветеранов был снижен уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 человека. Возможно, граждане преднамеренно ухудшали свои жилищные условия с целью получения права на социальную поддержку по обеспечению жильем, и более того, о коррупционной составляющей при постановке их на учет.
В г. Фролово в отсутствие документов, являющихся основанием для признания жилого дома непригодным, два гражданина неправомерно были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В итоге за счет социальных выплат они приобрели жилье. При этом в Ильевском сельском поселении Калачевского муниципального района произошла обратная ситуация - инвалид ВОВ 1 группы необоснованно, по мнению КСП, был снят с учета. Ветеран проживал у дальних родственников в неотапливаемой летней кухне площадью 21 кв. метр.
Материалы проверки переданы в администрацию области и областную думу и для ознакомления, и для соответствующего реагирования.