Акции протеста против отмеченных массовыми фальсификациями выборов хотя и являются самыми масштабными выступлениями в России с 1990-х годов, но свидетельствуют, по мнению многих экспертов, не о зарождении истинных перемен, а о "трещине" в существующей системе, пишет Le Monde.
 
Директор центра по изучению России при Французском институте международных отношений (IFRI) Тома Гомар убежден, что эта "трещина" - прежде всего, следствие неудачи на выборах партии Владимира Путина "Единая Россия": несмотря на массовые фальсификации и нарушения процедуры, зафиксированные наблюдателями ОБСЕ, партия теряет конституционное большинство в Думе.
 
Корин Делуа из Фонда Роберта Шумана отмечает беспрецедентную роль социальных сетей в нынешних протестах, эту же особенность подчеркивает Тома Гомар, называющий манифестантов представителями "средних, городских и образованных классов", "активно пользующимися интернетом", который в России все чаще используется для "распространения политических идей". Неудивительно поэтому, что именно каналы распространения информации стали мишенью для репрессивных действий властей: известный борец с коррупцией, блоггер Алексей Навальный был арестован и приговорен к 15 суткам ареста, пишет газета. Его арест вызывал бурю возмущения в интернете, а его сайт, как и сайты других оппозиционных изданий, на протяжении нескольких часов был недоступен из-за волны хакерских атак, сообщает издание со ссылкой на "Репортеров без границ".
 
И хотя интернет впервые играет мобилизующую роль, в самих протестах нет ничего "беспрецедентного", считает Филипп Миго из Института международных и стратегических отношений. "В России регулярно проходят манифестации, и охотнее всего протестуют не самые ярые демократы, а национал-большевики", - приводит его слова издание. На этот раз манифестантов несколько больше, но их значение все равно невелико для 140-миллионного населения страны, полагает Миго. По мнению эксперта, этому движению не хватает единства: одни критикуют несправедливое распределение богатств, другие - присутствие олигархов во власти. Такие разногласия вряд ли позволят оппозиции выдвинуть сильного кандидата на президентских выборах, так как, в отличие от арабских революций, инициированных социальными сетями, в России власти удается сохранять "дихотомию между населением и социальными сетями", контролируя телевидение, что препятствует более масштабным протестам, подчеркивает Гомар.
 
И хотя размах манифестаций невелик, неудача на выборах заставляет Путина действовать стратегически, арестовывая лидеров оппозиции, организуя контрманифестации прокремлевских движений и обещая перемены в случае своего переизбрания, отмечает Гомар. По мнению эксперта, Путин не упустит возможность использовать президента Медведева в качестве "предохранителя", пишет газета. "Для части российского населения общественный договор с Путиным все еще имеет силу", - подчеркивает Гомар. Кроме того, "отсутствие у населения интереса к государственным делам" заставляет сдержанно оценивать перспективы масштабов протеста, считает он.
 
Корин Делуа тоже исключает "фаталистический оборот" протестного движения. В то же время она считает, что все еще может измениться, "вопрос в том, сколько времени это займет". В свою очередь, политолог Мари Мандра полагает, что вопрос времени касается, прежде всего, репрессий: по ее мнению, идет борьба между активизировавшейся оппозицией, с одной стороны, и властью, сделавшей выбор в пользу насильственных мер, с другой. В заключение издание добавляет, что российские власти во вторник признали факт ввода в столицу дополнительных воинских подразделений.
 

Источник: Le Monde 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий