Двухголовая «Единая Россия»

Завтра пройдет съезд «Единой России», на котором премьер-министр Дмитрий Медведев, ставший недавно членом партии, станет ее лидером. Однако еще до избрания, Медведев потерпел сразу три поражения в борьбе за свое влияние на партию...

Завтра пройдет съезд «Единой России», на котором премьер-министр Дмитрий Медведев, ставший недавно членом партии, станет ее лидером. Однако еще до избрания, Медведев потерпел сразу три поражения в борьбе за свое влияние на партию власти. По крайней мер, именно так это выглядит в публичном пространстве…

В СМИ активно обсуждается съезд, равно как и судьба партии на фоне политических изменений, которые происходят в стране: массовых акций протеста, сдвигов в общественном сознании, роста спроса на перемены. Однако еще в январе-феврале, когда наметился некоторый рост рейтинга «Единой Росси», из Кремля стали поступать сигналы, что никакой реформы партии власти не планируется: она и без того занимается прочные позиции, и как бы чего не испортить. На вооружение взята логика: чем меньше трогать партию и меньше говорить о ней, тем меньше вреда будет. В Кремле ощущается страх, что любые перемены, даже которые кажутся логичными и востребованными, могут только ухудшить ситуацию и создать риски в отношении партии власти, чье доминирующее положение в политической системе обеспечивает работоспособность «вертикали».

На этом фоне Медведев становится новым лидером партии, по сути, вопреки, ориентированности партийного руководства на Владимира Путина и его администрацию. Уже сейчас можно назвать три поражения, которые Медведев потерпел еще до того как возглавить «единороссов».

Первое поражение – это окончательный отказ Кремля от либерализации имиджа партии. Она останется консервативной силой, и Медведеву придётся с этим считаться. Так, один из партийцев рассказал «Коммерсанту», что готовился проект по торжественному вступлению в партию представителей креативного класса, который противостоит Владимиру Путину на Болотной площади. Однако затем «старшие товарищи» пресекли эту идею как классово чуждую. Иными словами, Медведеву придется в новых условиях работать со старыми инструментами, и все попытки адаптации партии в качественно иной ситуации, пресечены. С протестом же решено бороться рублем: поправки в закон об административных нарушениях Госдума примет в жестком виде, а штрафы за участие в несанкционированных акциях возрастут многократно.

Поражение второе – кадровое. Как стало известно «Известиям», Дмитрий Медведев не сумел убедить Владимира Путина назначить полпредом президента в Центральном федеральном округе Бориса Грызлова, бывшего спикера Госдумы. Он останется главой Высшего совета партии. На место ушедшего в правительства Олега Говоруна вместо Грызлова назначен бывший помощник президента Александр Беглов. С аппаратной точки зрения это, конечно, не является существенным провалом для Медведева: Высший совет партии – декоративный институт, а влияние Грызлова постепенно снижается. Однако в публичном пространстве это преподнесено (и вероятно не случайно), именно как следствие ограниченности инструментов влияния премьера на собственную партию.

Наконец, третье поражение (тоже скорее публичное) – это жесткое заявление из Кремля, что партия власти будет по-прежнему курироваться администрацией президента. Источник в Кремле заявил «Известиям», что Владислав Сурков, вице-премьер правительства и глава аппарата, не должен заниматься внутренней политикой, в том числе курировать «Единую Россию». По данным газеты, это было объявлено официально на совещании в администрации президента. Теперь этими полномочиями обладает исключительно первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, сообщил газете один из участников мероприятия. «Возможно, кто-то из правительства и будет помогать Дмитрию Медведеву по партийной линии. Но вообще все акценты расставлены: работа с «Единой Россией» – зона ответственности Володина, потому что за внутреннюю политику отвечает именно администрация президента», – подчеркивает собеседник газеты.

Это заявление источника – прямое указание Медведеву: «не суйся в партию власти», это зона влияния Кремля. При этом, премьеру, вероятно, позволят провести некоторых своих людей на отдельные позиции в руководстве партии. Однако вряд ли эти люди получат доступ к принятию решений. Собственно сама «Единая Россия» никогда не располагала политической привилегией принимать самостоятельные решения: все согласовывалось и согласовывается с АП. Однако теперь есть риск, что изнутри партии одни функционеры будут бегать в Кремль, а другие – в Белый дом за директивами.

Кремль в нынешней ситуации понять можно: он стремиться сохранить единоначалие, когда у партии появился лидер «сбоку». Но в какой степени эти политика обеспечения единоначалия окажется эффективной – большой вопрос. Фактически у партии появляется два лидера, два центра влияния, которые извне будут конкурировать между собой, может быть не по стратегическим решениям, но в деталях. Двухголовая «Единая Россия» в итоге может столкнуться с тем, что внутри нее появится неформальная фракция, ориентированная на Медведева и его людей. Внутри партии власти много «обиженных», недовольных текущим положением и угрозами деградации «ЕР». И именно такая гипотетическая фракция и может стать потенциальной опорой Медведева внутри партии власти.

Татьяна СТАНОВАЯ,
руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий