Сегодня стало известно о том, что министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области объявило тендер на разработку проекта строительства третьей линии скоростного трамвая в Волгограде. Как следует из заявки, размещенной на портале государственных закупок, начальная (максимальная) цена контракта составляет более 457 миллионов рублей.
Напомним, что предметные подходы к строительству этого важного для города транспортному объекту активизировались в конце мая 2011 года. Тогда в ходе своего рабочего визита в Волгоград председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин ознакомился с тем, как ведется строительство 2-й очереди скоростного трамвая. Вместе с бывшим главой администрации области Анатолием Бровко и аудитором Счетной палаты РФ Сергеем Агапцовым он побывал на станции «Ельшанка», осмотрел строящийся тоннель, ознакомился с ходом работ на этом объекте.
Ему рассказали о том, что Волгоградский скоростной трамвай (метротрам) представляет собой своеобразный гибрид наземного общественного транспорта и метро. Скоростной трамвай является достопримечательностью города-героя: это единственная линия в России, имеющая подземный участок, который построен по нормам метрополитена. Ежедневно волгоградским метротрамом пользуются более 50 тысяч пассажиров. Протяженность первой очереди линии скоростного трамвая, которая была сдана в эксплуатацию 5 ноября 1984 года, составляет около 14 километров и включает 18 станций, три из которых подземные. Скоростной трамвай обеспечивает беспересадочные перевозки пассажиров между четырьмя из восьми районов города. Ввод первой очереди позволил увеличить скорость сообщения с 18 км/час до 28 км/час, в связи с чем затраты времени на поездку у горожан сократились на 25 процентов.
Там же, на станции «Ельшанка», Сергею Степашину по схеме показали, что протяженность второй очереди составляет 3,8 километра — это подземная часть с тремя станциями - Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка. Ему также объяснили, что линия волгоградского метрополитена связывает сообщением уже пять из восьми районов Волгограда и назвали такую цифру: общая стоимость строительства второй очереди составляет 6 млрд. 50 млн. рублей.
Сумма расходов председателя КСП России немного впечатлила, однако вердикт был таким: «Считаю, что это именно тот объект, куда вкладывать бюджетные средства действительно эффективно», - подчеркнул Сергей Степашин. Тогда же Сергей Степашин и Анатолий Бровко обсудили перспективы строительства третьей очереди метротрама. Пришли к тому, что, как сообщалось в официальном пресс-релизе, «в ближайшее время региональной властью будет направлена в Министерство финансов РФ для рассмотрения соответствующая заявка».
И заявка была отправлена, и соответствующая поправка тоже ушла в правительство. Однако в ноябре прошлого года, при рассмотрении проекта федерального бюджета на ближайшие три года, Госдума отклонила поправки о выделении Волгограду средств на строительство третьей очереди метротрама. При рассмотрении этой поправки парламентарии от Волгоградской области объясняли коллегам, что в регионе готовы к софинансированию расходов и намерены с 2013 по 2015 годы ежегодно направлять на эти цели по 3 млрд 300 млн рублей.
Однако министр финансов РФ Антон Силуанов совершенно резонно рассудил: «намерены направлять» вовсе не означает, что эти средства будут направлены и напомнил, что недавно Волгограду на развитие метротрама было выделено 200 млн рублей, которые областной центр может освоить в 2013 году. «При распределении финансовой помощи субъектам РФ мы готовы этот вопрос анализировать при условии подготовки необходимой проектно-сметной документации по этому вопросу, поскольку она еще не находится в стадии разработки», - отметил Силуанов. В конце своего выступления он добавил: «Поправку мы сейчас предлагаем не поддерживать».
Его поддержал председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров, отметивший, что пока проектно-сметная документация не готова, «говорить о размере, выделении каких-то средств не представляется возможным». В итоге большинством голосов думцы отклонили предложение выделить Волгограду субвенции на строительство третьей очереди скоростного трамвая. В то же время, как рассказал депутат Госдумы Олег Савченко, министр финансов пообещал, что в дальнейшем, при внесении поправок в бюджет-2013 года, Волгограду все же будут выделены средства.
Еще раз подчеркнем, что сторонником финансирования строительства третьей очереди волгоградского метротрама за счет средств федерального бюджета неоднократно высказывался председатель Контрольно-счетной палаты России Сергей Степашин. Согласимся, что лучшего лоббиста (в хорошем смысле этого слова) и представить трудно. Так что это тот самый случай, когда надежда умирает последней, -так заканчивался один из комментариев нашего корреспондента, посвященный этой теме.
В этой связи стоит напомнить еще о двух сопутствующих фактах.
Как рассказал журналистам в конце минувшего года генеральный директор ОАО «Волгоградтранспригород» Александр Васкевич, в районе конечной остановки метротрама «Ельшанка» запланировано возведение мультимодального пересадочного комплекса. «В нём будут пересекаться автомобильная дорога, трасса метротрам и электрички.
Протяженность платформы составит 250 метров. Она будет оснащена системой переходов и эскалаторами. Кроме того, неподалеку будет располагаться коммерческий городок. Проектная стоимость объекта, который планируется открыть в 2015 году, оценивается в 300 млн. руб, - уточнилгендиректор. Также Васкевич сообщил, что планируется построить посадочные платформы у торгового центра на границе Кировского и Советского районов и у Дворца спорта. Таким образом, за три года в Волгограде должны появиться три новые современные платформы пригородного транспорта общей проектной стоимостью порядка 500 млн. рублей.
Почти одновременно министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области сообщило, что в январе в областном центре «будет продолжено строительство крупных инфраструктурных объектов, имеющих особое значение в рамках подготовки к проведению игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.
В частности, на подземную развязку в микрорайоне Тулака, которую собираются достроить к концу 2014 года, будет направлено около 370 млн. рублей. Еще 825 млн. - на путепровод в поселке Гумрак. Ввод в эксплуатацию этого дорожного объекта намечается на декабрь 2013 года. Нет сомнения, что и строительство третьей линии метротрама напрямую увязывается с потребностями игр Чемпионата мира по футболу, игры которого, как известно, пройдут и на стадионе Волгограда.
Это обстоятельство, в том числе, и учитывает тендер на разработку проекта строительства третьей линии скоростного трамвая в Волгограде. Согласно материалам к конкурсу, строительные работы должны пройти в Советском районе города. Проектные работы должны быть разработаны с учетом трехэтапного строительства линии: первый пусковой этап должен включать строительство линии на участке между станциями Ельшанка, Районная и СХИ, второй пусковой этап — строительство участка СХИ — Термосиновская — Панфиловская, третий этап — строительство на участке между станциями Панфиловская, Микрорайон 231, Госуниверситет и электродепо с соединительной веткой.
Как говорится в конкурсной документации, планируется строительство четырех подземных и двух наземных станций. Длина линии должна составить около 6,2 километра. Максимальный срок выполнения работы составляет один год и четыре месяца (504 календарных дня) с момента заключения госконтракта. Заявки на участие в тендере принимаются до 18 февраля, подведение итогов конкурса назначено на 25 февраля.
По некоторым данным, до этого времени Волгоград намерен посетить и председатель Контрольно-счетной палаты России Сергей Степашин. Хочется думать, что его рабочий визит, имеющий совсем другие цели, не обойдется, тем не менее, без доброжелательного внимания к развитию метротрама Волгограда. Это- с одной стороны. А с другой будем надеяться на то, что действия властей при проведении тендера и подведении итогов конкурса не дадут Сергею Вадимовичу применить свой немалый счетный, а затем и административно-силовой ресурс для решения совсем иных задач.
Напомним, что Сергею Степашину недавно было присвоено звание «Почетный гражданин Волгоградской области». А что в таком случае может быть почетнее доброго имени региона, в котором ты сам – Почетный гражданин? То-то же… И потому вот вам, организаторы конкурса и участники подведения его итогов, простой совет простого гражданина (простых граждан):проводя конкурс, помните о Сергее Степашине.