В данном случае речь идет о нарушении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным надзорного ведомства, в 2012 году в интересах детей-сирот горрайпрокурорами в суды направлен 461 иск. По искам прокуроров судами области в минувшем году вынесено 520 судебных решений (с учетом исковых заявлений, предъявленных в 2011 году).
В официальном документе отмечается, что принятыми мерами прокурорского реагирования удалось добиться увеличения объемов бюджетных ассигнований на выполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по приобретению жилья для детей-сирот (2010 – 304 млн.руб., 2011 – 367 млн.руб., 2012 -367 млн.руб., 2013 - 734 млн.руб). Всего органами местного самоуправления в 2012 году приобретено 603 единицы жилья для лиц указанной категории, из них более 450 жилых помещений (свыше 74%) - по исковым заявлениям горрайпрокуроров.
В настоящее время в стадии исполнения находится около 300 судебных решений, для исполнения которых органами власти региона в бюджете на 2013 год предусмотрены денежные средства. За 2012 г. и истекший период 2013 г. на личном приеме прокуроров отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи принято более 40 детей-сирот. По итогам приема у 30 граждан приняты заявления, остальным даны устные разъяснения требований действующего законодательства.
Посредством тесного взаимодействия, установленного между прокуратурой области, учреждениями образования и социальной защиты населения определено место нахождения более 40 детей-сирот, которым оказано содействие в реализации своего права на жилье.
Вместе с тем, по состоянию на 31.12.2012 органами местного самоуправления не было исполнено более 300 судебных решений, обязывающих обеспечить жильем детей-сирот. Общий объем неизрасходованных районными и городскими администрациями денежных средств составил более 190 млн.рублей, от предусмотренных бюджетом региона 599 млн.рублей.
Следует отметить, что органами прокуратуры детям-сиротам, чье закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания и находится в аварийном состоянии, либо в нем проживают третьи лица, законные представители, лишенные родительских прав, либо площадь жилого помещения не позволяет вселиться ребенку, оказывается помощь во включении их в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В частности, отсутствие надлежащей организации работы, черствость и равнодушие к судьбам детей-сирот со стороны администрации Волгограда привело к тому, что без жилья осталось более 100 сирот, которые в настоящее время вынуждены ютиться у знакомых либо снимать жилье на свои и без того скудные доходы.
В итоге за 2012 год администрация города не только не смогла выполнить взятые на себя обязательства по обеспечению детей-сирот жильем, но и потребовать от подрядчиков неукоснительного соблюдения сроков строительства квартир, а также своевременно предъявить к недобросовестным исполнителям претензии по неисполненным муниципальным контрактам.
Итогом попустительства со стороны местных властей стало также неосвоение более 100 млн.руб., большая часть которых в бюджет города возвращена не будет. По фактам выявленных нарушений прокуратурой Волгограда внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Как известно, с нынешнего года полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями наделено Правительство Волгоградской области. С этого же времени на территории региона действует целевая программа по обеспечению жильем детей-сирот, принятая во исполнение требований органов прокуратуры. В в рамках программных мероприятий в 2013 году жилые помещения специализированного жилого фонда планируется предоставить более 650 лицам, из числа детей-сирот.
Однако надзорное ведомство отмечает, что правительством региона - в нарушение федерального законодательства, вопреки требованиям прокуратуры области и Контрольно-счетной палаты России - до настоящего времени нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, в т.ч. из маневренного жилого фонда, не приняты. Не сформирован уполномоченным органом исполнительной власти и специализированный фонд, не начата процедура реализации вновь предоставленных государственных полномочий.
С целью устранения нарушений закона, прокуратурой области в адрес председателя Волгоградской областной думы и председателя правительства Волгоградской области внесены представления, которые, как отметила пресс-служба ведомства, тоже находятся в стадии рассмотрения.