Сегодня в Центральном суде Волгограда продолжится слушание дела по иску экс мэра областного центра Романа Гребенникова к главе администрации области Анатолию Бровко. Напомним, что Гребенников оспаривает решение, в соответствии с которым 22 февраля он был отрешен от должности. По итогам первого заседания, которое состоялось 11марта, суд затребовал ряд материалов, как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон. Утверждать однозначно, что сегодня будет принято решение по делу, не берется никто. Более того, некоторые наблюдатели считают, что представители истца представят (или заявят ходатайство об этом) новые документы, для изучения которых суду потребуется время.
Между тем в Волгограде продолжают оживленно обсуждать комментарий Павла Астахова, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В своей авторской колонке для ER –portal.ru он рассказал о некоторых деталях своей поездки в Волгоград и о случае, который стал своего рода предвестником развернувшихся вокруг экс-мэра Волгограда событий.
- Я часто посещаю регионы с проверками, смотрю, как обеспечивают уход детям-сиротам. К сожалению, часто встречаются нарушения, ответственность за которые, я считаю, полностью лежит на регионах - пишет Павел Астахов.- Один из таких случаев был выявлен в Волгограде, где я был с рабочим визитом в декабре прошлого года.
Там речь шла речь о злоупотреблениях при распределении средств на приобретение жилья детям-сиротам. В частности, квартиры, которые были для этого построены, делили в срочном порядке пополам и выдавали детям не как одну, а как сразу две квартиры по цене «двушки». Таких квартир было выделено 12. Но называть их комфортабельным жильем со всеми удобствами я не могу.
Случалось так, что одно из незаконно разделенных помещений оказывалось без кухни, без розетки и без газового подвода. При этом санузел также выделялся, как пристройка на лестничной площадке, и был не отапливаемым. А с учетом того, что там проживают дети-сироты, которые уже обзавелись собственными детьми, то купать маленького ребенка в такой ванной просто опасно.
Вот эти факты иллюстрируют отношение чиновников Волгограда к нуждам и правам детей-сирот, которые несколько лет ждали очереди на получение жилья. Прокуратура занялась этим вопросом и уголовное дело, под моим давлением, все-таки было возбуждено по факту злоупотребления правами детей-сирот. И чиновники, которые устраивали конкурсы, принимали и признавали жилыми эти помещения, привлечены к уголовной ответственности. Самое главное, что отправлен в отставку мэр Волгограда Роман Гребенников. Потому что именно глава муниципального образования несет персональную ответственность за такие действия. И поскольку все документы выходили за его подписью, он должен отвечать. Я считаю, что он понес ответственность обосновано.
Было обнаружено и еще одно нарушение. Детей из Волгоградского детского дома принудительно отправляли на лечение в психологические диспансеры города. Используется такое направление для того, чтобы усмирить непослушных детей. Здесь более сложная ситуация, она достаточно часто, к сожалению, встречается в России. И, должен признать, что в большинстве случаев, это все же связано с действительно присутствующими отклонениями в поведении ребенка.
Но другой вопрос, что решение о том, чтобы направить на ребенка на такого рода лечение, должен принимать квалифицированный врач, а не фельдшер и не медсестра. И отвозить ребенка должны на специализированных автомобилях. Здесь необходимые условия не были обеспечены. В итоге руководитель детского дома понесла ответственность и была уволена. Но в возбуждении уголовного дела было отказано. Но, опять же, под моим давлением, этот отказ обжаловали и возобновили проверку, но пока четкого решения не принято.
Я, конечно, не могу с уверенностью сказать, что есть состав преступления в действиях должностных лиц этого детдома. Но считаю, что и пускать эту ситуацию на самотек нельзя, потому что нарушения были. Нужно разобраться, чтобы другим взрослым впредь было неповадно использовать в качестве мер карательной психиатрии и наказания такие недопустимые «способы» воспитания в отношении детей-сирот.