В эти дни журналисты Волгограда получили возможность ознакомиться с материалами, которые в той или иной степени дают возможность оценить ситуацию с соблюдением прав инвалидов в Волгоградской области.
Так, Михайловская межрайонная прокуратура провела проверку по обращению 34-летнего инвалида первой группы К., нуждающегося в протезировании культей обеих ног. Как следует из материалов проверки, государственным учреждением Волгоградского отделения Фонда социального страхования РФ отказано заявителю в предоставлении технических средств реабилитации.
В то же время законодательством гарантировано приобретение инвалидам технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. В целях восстановления нарушенных прав Михайловским межрайонным прокурором предъявлено в суд исковое заявление о понуждении ГУ Волгоградское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить инвалиду К. технические средства реабилитации. В настоящее время исковое заявление находится на стадии судебного рассмотрения.
Фроловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проведена проверка по обращению опекуна 3-летнего ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей, по факту отказа в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Амелинский детский сад «Ромашка».
Согласно нормам законодательства при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольное образовательное учреждение любого вида обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы. Кроме того, по индивидуальной программе реабилитации специалистами рекомендовано посещение данным ребенком дошкольного учреждения общего назначения. Однако, вопреки указанным требованиям, опекуну малолетней было отказано в предоставлении места в детском саду - по причине отсутствия необходимых условий.
По результатам проверки Фроловским межрайонным прокурором предъявлено в суд исковое заявление о признании отказа в предоставлении места в детском саду ребенку-инвалиду незаконным и понуждении устранить выявленные нарушения. Фроловский городской суд разделил позицию прокуратуры и удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме. В настоящее время ребенку предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.
Прокуратурой Дубовского района проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлены факты непринятия органами местного самоуправления мер по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с нарушениями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов проверки, здания администраций Горнобалыклейского, Давыдовского и Малоивановского сельских поселений не оборудованы пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов. В результате чего лица с ограниченными физическими возможностями попросту не могут попасть в помещения данных администраций.
По итогам проверки главы Горнобалыклейского, Давыдовского и Малоивановского сельских поселений по инициативе прокуратуры привлечены к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры).
Кроме того, прокурором Дубовского района предъявлены исковые заявления о понуждении органов местного самоуправления устранить нарушения путем установки пандусов и поручней при входе в здания администраций. В ходе судебного рассмотрения указанных гражданских дел требования прокурора исполнены ответчиками в полном объеме.
Можно было бы просто зафиксировать факт: прокуратура Волгоградской области не «дремлет». Зафиксировав факт, тут же сказать прокурорским работникам большое спасибо. Но оставим славословие в стороне - ведь прокуратура, всего - навсего, делает свое дело, и в отчетах по этой теме она будет выглядеть вполне приемлемо. Но давайте на секундочку задумаемся: а почему, скажем, во Фроловском районе не предоставили место в детском саду ребенку-инвалиду? И почему в тех же трех сельских поселениях не обеспечена для инвалидов доступность к объектам социальной инфраструктуры? Подлецы там главы поселений, законченные негодяи, люди без стыда и совести?
А вдруг, черт возьми, это так? Тогда второй вопрос: а в Волгограде, Волжском, Камышине, Котельниково, Урюпинске, Палассовке и так далее с этим все в порядке? В смысле с предоставлением мест в детских садах, с пандусами, с возможность инвалидам побывать в кинотеатрах, библиотеках, книжных магазинах, кафе и театрах? А ведь бюджеты этих городских округов даже сравнивать не стоит с тем муниципальными образованиями, которые попали под «око государево». Полномочия без денег, а не «сволочизм» характера глав сельских поселений или муниципальных раонов причина ситуации. Ну, накажет прокуратура, ну, принудит одних, но тогда в чем смысл этих действий? Понудить, наказать или повлиять на решение проблемы в целом?
Мне скажут: есть Концепция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.(N 61/106) и подписанная Россией. Да, есть. А есть еще и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". А еще раньше был принят Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Вспомним и приказ Минобрнауки России от6.05.2005 № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий". Не забудем и направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование". А теперь, обобщая, гордо повторим вслед за политиками: все продекларированные в перечисленных документах нормы имеют выраженную социальную значимость. Или так: вопросы реализации права детей-инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания органов государственной власти.
Но вот конкретная практика. С учетом перспектив развития дистанционного образования в регионе, Законом от 30.03.2011 № 2ПО-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 12.12.2005 № 1143-ОД "О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ", установлен порядок определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на организацию образовательного процесса в отношении детей-инвалидов по общеобразовательным программам - с использованием дистанционных образовательных технологий.
В этой связи на организацию дистанционного обучения детей-инвалидов (на период 2011 - 2013 годы) Законом Волгоградской области от 20.12.2010 № 2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" было предусмотрено 13 млн. руб. Первый год на исходе. Сколько израсходовано? Около 1,3 млн. рублей. Причина? Нет лимитов. То есть, денег нет. И вот давайте прикинем: приедет прокурорская проверка в одну из школ, в которой, в соответствии с определенным порядком, должен проходить образовательный процесс в отношении детей- инвалидов. А его, процесса, нет! А подать - ка сюда негодяя директора! - так, что ли, будет?
Думаю, продолжать нет смысла. Эта история из тех историй, которые продолжаются и, похоже, будет продолжаться. До тех пор, пока… Да что там разжевывать - сами знаете, до каких пор…