Подвесил всех

На уходящей неделе, параллельно с рекордной по длине и стандартной по содержанию «прямой линией» Владимира Путина, председатель правительства и кандидат в президенты закончил «подвешивание» чиновников. Задача, судя по всему, состояла в том, чтобы все они были лично заинтересованы в его избрании. То есть, их личная карьера напрямую зависела от того, станет Владимир Путин президентом России в третий раз, или не станет.

Лояльность, как известно, понятие относительное, особенно лояльность высокопоставленных государственных деятелей. Все они, в первую очередь, заинтересованы в собственной успешности и политическом выживании. «Патрон» идет у них на втором месте. И абсолютно лояльными они могут быть только тогда, когда они настолько тесно с ним связаны, что в случае его ухода с поста могут даже не успеть «добежать до канадской границы».

Владимир Путин прекрасно это понимает и, с учетом не слишком пока, по его мнению, серьезного (судя по прямой линии), но все же существенного роста протестных настроений, он стремится подстраховаться. Разумеется, у оппозиции пока нет лидера и она фактически исключена из предстоящей предвыборной гонки. Но кто знает, что будет после Нового года.

Разумеется, это вряд ли касается большинства тех, кто воспринимается как «ближний круг» Владимира Путина. Того же всемогущего вице-премьера Игоря Сечина или главы аппарата правительства Вячеслава Володина, да и в целом, значительной части членов действующего правительства. Но даже в нынешней правящей элите остаются сегодня люди, вполне способные в критический момент (если он когда-нибудь настанет) начать собственную игру.

Их-то кандидат в президенты Владимир Путин и «привязывает» к своему президентству. Самый яркий пример, разумеется, это первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Он, напомним, в день проведения «прямой линии» стал исполняющим обязанности главы президентской администрации, после того как бывший уже глава АП Сергей Нарышкин согласился взять мандат депутата Госдумы.

В складывающейся сегодня постоянно усложняющейся ситуации Владислав Сурков, вероятно, один из незаменимых игроков в команде «кандидата в президенты». Он считается мастером по построению «сложных конструкций», которые придется создавать после выборов, даже если нынешнее общественное возмущение итогами парламентских выборов «уйдет в свисток». Ведь Путину на посту президента придется взаимодействовать с умеренно лояльной Госдумой, где у «Единой России» не будет конституционного большинства, а правительство приступит наверняка к непопулярным экономическим реформам, которые надо будет объяснять населению, параллельно «гася» его недовольство.

Про «агрессивный» сценарий, когда придется «прорываться» через попытки только образующейся гражданской и нынешней политической несистемной оппозиции, сорвать, перенести или просто не признать президентские выборы и вовсе говорить не приходится. Тут Сурков для Путина будет просто незаменим. Но в чем были бы резоны самого Владислава Суркова «класть жизнь» за патрона в предвыборной кампании? А ведь одну и ту же работу можно делать с разной степени мотивированности, а значит и эффективности.

Потому Владислав Сурков теперь и мотивирован. Известно, что он достаточно давно стремился занять пост главы президентской администрации. И его желания сбылись. Но пока речь идет только о «местоблюстительстве». В шатком положении и.о. он наверняка останется до выборов. И лишь в зависимости от успешности кампании, будет принято Путиным окончательное решение. А пост главы президентской администрации – вполне достаточная мотивировка.

Один и тот же, фактически, способ использован для того, чтобы мотивировать нынешнего президента Дмитрия Медведева и олигарха Михаила Прохорова, на днях выдвинувшегося в президенты. Одному это обещание было дано официально, с трибуны съезда «Единой России». Другой, судя по тому, что говорит его окружение, получил аналогичный сигнал по неформальным каналам. Например, это могло произойти в результате личной встречи.

И хотя эти обещания отчасти противоречат одно другому, и Медведев, и Прохоров теперь мотивированы к победе Владимира Путина. Такой пост им больше никто не собирается обеспечивать.

Аналогичным образом с момента проведения «прямой линии» должен был бы оказаться мотивирован и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он, напомним, был изгнан из правительства вроде бы с подачи Дмитрия Медведева после того как, находясь в США, раскритиковал экономических курс российских властей. В последние дни он не исключал участия в создании новой либеральной партии. Теперь же Владимир Путин уверяет, что Кудрин остался его другом, и дверь во власть для него по-прежнему открыта.

В этой ситуации экс-министр, наверное, должен был «подвеситься» рядом с Медведевым, Прохоровым, Сурковым. Но делать этого не захотел. Он осторожно дезавуировал часть заявлений председателя правительства, выставил даже ультиматум относительно того, на каких условиях он в правительство вернется и, таким образом, крепко встал двумя ногами на твердую почву, оставшись независимым в своих политических играх. Фактически, кстати, единственным из тех, кого Путин хотел «простимулировать».
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий