По мере приближения 4 декабря - даты выборов депутатов Государственной Думы шестого созыва – мы все больше сталкиваемся с попытками участвующих в избирательном процессе партий, их лидеров и активных сторонников агитировать «за» и «против» той или иной политической силы. Многочисленные биллборды на улицах городов, листовки и буклеты в почтовых ящиках, предвыборные дебаты на телевидении – вот лишь немногие вполне естественные атрибуты любой избирательной кампании. Но влияет ли все это на волеизъявление граждан? Или, быть может, в ответ политики теперь услышат лишь неодобрительный «свист»? На вопросы «Политком.Ру» ответила известный психолог-консультант, член Профессиональной психотерапевтической лиги Ирина Гуренкова.
- Ирина Петровна, простое совпадение: ехал к вам, на выходе из метро мне всучили предвыборную брошюру лидера одной из наших партий – не стану называть по имени, чтобы не рекламировать. Смотрите, на обложке – его лицо на фоне голубого небосвода с белым облачками. Красота! Вас впечатляет?
- Только не надо мне говорить, что вы приметесь эту брошюру читать, ладно? Все равно не поверю. Итак, условие задачи выглядит следующим образом: имеется человек-избиратель, необходимо, чтобы он не только пришел на выборы, но и проголосовал за конкретного кандидата от «нужной» партии. Как же его к этому принудить? Именно – принудить, поскольку, если он социально активная личность, то у него есть гражданская позиция, ему известно, чего он хочет, и агитировать его никакой нужды нет. Он придет на избирательный участок безо всяких напоминаний, и знает, за кого отдаст свой голос. Есть у него свое мнение – менять он его, наглядевшись предвыборных «баннеров» и начитавшись агитационных «слоганов» - слова-то какие! – не станет.
Все они, включая телевизионные рекламные партийные ролики, рассчитаны на людей, не сформировавших свое мнение. Это так называемое «болото», колеблющаяся масса, которая голосует по совершенно непонятным признакам. Человек еще не решил, пойдет ли он на избирательный участок вообще, чего уж тут говорить о его политических симпатиях – у него их просто нет. Голосовать он будет так, как многие из нас делают импульсивные покупки в магазине, то есть под влиянием мгновенного желания. Вы подходите расплачиваться к кассе, а там лежат жевательная резинка, всевозможные «питательные батончики» и другой товар. Нужен он вам или нет – непонятно, но вы вполне способны прихватить домой абсолютно лишний развлекательный журнал или какое-нибудь «самое вкусное средство от кариеса». Я знаю много женщин, которые будут на президентских выборах в марте голосовать за Владимира Путина – потому что он нравится им как мужчина.
- А если – пофантазируем – американская актриса Памела Андерсон у нас выдвинет свою кандидатуру, ну, к примеру, на муниципальных выборах?
- Полагаю, российскому мужскому электорату идея понравится. Но мы сейчас говорим о скучных материях: агитации. Итак, в первую очередь, листовка или брошюра должна заинтересовать человека в том, чтобы он пришел на выборы. Каким должен быть текст? Любым, главное – нагнетать страсти. Идея должна быть такой: «Если ты не придешь на выборы, весь мир рухнет!». Подчеркивается важность выбора конкретного избирателя, помните лозунг «Ваш голос решает все»? Когда у человека нет четко выраженной, осознанной, выстраданной и отвечающей внутренним запросам позиции, он склонен поступать так же, как поступают окружающие его люди. Это называется «значимые другие», он ведет себя так, как ведет себя круг его знакомых. Идут они на выборы – он поступит точно так же. Не надо говорить о внушаемости, следует говорить о «стайности». При этом, если друзья, знакомые и коллеги человека объявляют, что на выборы не явятся, он тоже будет сидеть дома в день голосования. Он хочет, чтобы люди, которые для него важны и интересны, в нем не разочаровались. Или не подумали, что он глупец.
- Итак, есть люди с четко определенной позицией, и есть «болото». Именно на эту группу избирателей рассчитана вся предвыборная агитация. А что, другого электората у нас нет?
- А откуда ему взяться? Другое дело, что «болото» состоит из людей самого разного возраста и различных слоев населения. Поэтому и агитационная работа с этой группой диверсифицирована. К одним следует обращаться, к примеру, так: «Пацаны, все на выборы! В буфете на избирательном участке для проголосовавших будет продаваться недорогое пиво!». Принцип работы с «болотом», надеюсь, понятен. При этом адресовать призывы следует не конкретному человеку, воздействовать надо именно на слой населения страны. Если постоянно внушать избирателям одну и ту же мысль, она перестает осмысливаться критически, и рассматривается как аксиома. Все эти «баннеры»-«слоганы» действуют именно таким образом: бесконечно повторяя одно и то же. Спросите телезрителя, каково самое действенное средство от прыщей на лице у подростка? Реклама ему давно уже дала ответ на этот вопрос. Это уже разумом не контролируется, все срабатывает автоматически.
Что будут обещать партии или конкретные кандидаты, как они станут это делать – неважно. Следует, скажем, сложить конструкцию из двух слов, «Россия» и «модернизация», увязать это словосочетание с названием одной из политических партий – и в голове у избирателя из «болота» это в голове будет закреплено.
- Но ведь есть еще и предвыборная борьба с конкурирующими партиями…
- Надо лишь громче остальных стараться заявить о себе. Кроме того, каждая партия располагает так называемым «своим электоратом». Коммунисты традиционно держатся за счет голосов пожилых людей, которые раньше сами были членами КПСС. В последнее время картина меняется: за последние двадцать лет в категорию пожилых перешли те, кто толком и не жил «взрослой жизнью» в советские времена.
- При этом, согласно самым различным прогнозам социологов, КПРФ может на предстоящих выборах в Государственную Думу получить больше голосов, чем на предыдущих. Это что, будет протестное голосование?
- Помимо лозунгов, существует еще и контекст. Например, фраза «Я вас люблю». Одно дело, когда ее произносит красивый молодой человек, вручая цветы обаятельной девушке. Другое – когда ту же фразу произносит бомж. Значение фразы меняется, верно? Ситуация в стране такова, что все понимают: жизнь наша непростая, да еще обстановка в «мире капитала», с которым мы теперь экономически увязаны, тоже не лучшая. В этих условиях обещания партии, которая уже давно находится у власти в законотворческом поле, работают плохо. Избиратели задаются вопросом: вы же все могли сделать, почему не сделали? Так что обещать сегодня бессмысленно, следует, скажем, делать упор на лозунг «Голосуйте за нас – мы обеспечим стабильность!». Оппозиционеры же, как на любых выборах, чувствуют себя роскошно, ругай себе власть – и больше ничего от них не требуется. На критике власти в нашей стране можно заработать любые рейтинги, и в любое время. Так было при царизме, во времена СССР, ничего не изменилось и сегодня.
- Немного – о том, как должны выглядеть предвыборные «агитки». Большинство непременно использует для оформления цвета нашего национального флага. Я – не «креативщик», может, так и надо, но мне, как избирателю, грустно от этого единообразия.
- Да не работают эти изделия «пиарщиков» и «креативщиков», вся реклама продает не товар, она продает имидж, то есть образ. В этом смысле лучше всего коммунистам, их пропагандистские материалы с красным советским флагом, советской символикой не спутаешь с агитационной продукцией конкурентов. Что могут «продать» все остальные? Чем выделиться? Не фотографиями же популярных киноактрис, верно? Необходим символ, он имеется и у либерально-демократической партии – ее лидер. На победу он не рассчитывает, она ему и не нужна, а своя часть электората у него всегда есть.
- Есть ли отличие в степени воздействия печатной агитационной продукции и телевизионных роликов?
- С точки зрения психолога, агитация, преподносимая телевидением и радио, значительно эффективнее. Она непосредственно воздействует на чувства человека, ему не надо ничего читать – ни крупным, ни мелким шрифтом. Только вот одно «но». В свое время Петр I издал указ «боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была». Поэтому, когда представители партий выходят на теледебаты, возникают, скажу так, проблемы: зритель, он же избиратель, начинает чесать макушку и думать, за кого же ему голосовать, если голосовать вообще… Или – не думать, согласно последним исследованиям социологов, только 43 процента сограждан смотрят сейчас предвыборные дебаты, хотя в 2003-м таких было 52 процента. При этом 42 процента опрошенных дебаты вообще не смотрят. Так что о бешеном интересе к «платформам партий», который якобы демонстрируют избиратели, говорить бессмысленно.
- Значит, в нынешних условиях печатная агитация эффективнее?
- Да нет же, у нее вообще нулевой коэффициент полезного действия, печатать брошюры-буклеты – выбрасывать деньги на ветер! Человек, который способен переменить свое убеждение, прочитав буклет, полученный на выходе из метро, способен поступить аналогичным образом, прочитав другую брошюру. Он станет голосовать под воздействием того, что прочел последним. Только все равно, сделает выбор под влиянием окружающих.
- Может, станет «голосовать сердцем»?
- Об этом я и говорю: люди всегда «голосуют сердцем», под влиянием эмоций. Ну, вот давно замечено, что чем хуже ситуация в отдельно взятом городе или регионе, чем труднее живется людям, тем больше голосов там получит «партия власти». Парадокс? Никакого парадокса, избиратели не хотят, чтобы стало хуже. А вот там, где все хорошо, вполне могут проголосовать за оппозицию – исходя из принципа «А давайте попробуем, изберем других, глядишь, у нас станет еще лучше!».
- Или угрожать проголосовать за «других». Днями мой друг позвонил в местный ЖЭК и пожаловался, что у них в подъезде несколько раз в день отключают минут на 10-15 электричество. Ну, понятно, ему ответили, что «вас много, а мы одни». Тогда мой друг, очень робкий по натуре, выпил «сотку», снова набрал номер, и, металлическим голосом напомнив ситуацию, заявил, что сотрудники ЖЭКа вынуждают жильцов подъезда голосовать против «партии власти», а также модернизации и внедрения нанотехнологий. О чем он лично сейчас сообщит дежурному по префектуре. Так через две минуты пришли электрики, починили электрический щиток в подъезде, а заодно – бесплатно! – заменили сломанную розетку в квартире друга.
- Жаль, не попросил провести капитальный ремонт – упустил великолепный шанс. Когда человеку вот так идут навстречу, он приходит на избирательный участок и голосует за кого угодно – только не за «партию власти». Потому что при ней – непорядок, приходится жаловаться и «повышать тон». Пусть «порулят» другие. Кто – не суть важно, с моей точки зрения, у оппозиционных партий нет внятных позитивных программ.
- То есть, в наличии – лишь некие «декларации о благих намерениях», однако никто не объясняет, каким образом будет достигнуто «светлое будущее», верно?
- Совершенно верно. Каким образом и кто станет это делать. Поэтому давайте голосовать сердцем, соответственно вся предвыборная агитация должна давить на эмоции – больше ничего не надо. Грамотные политтехнологи подобны специалистами по акупунктуре – они знают, с какими «точками» необходимо работать среди молодых избирателей, электората старшего возраста.
- Выборы прошли, счастливый избиратель, уверенный, что именно его голос был решающим, увидел, что ничего не изменилось в соответствии с его ожиданиями и обещаниями выигравшей партии. Он возьмет этот самый предвыборный буклет и пойдет к функционерам победителей с вопросом «Где же все это?».
- Не надо так плохо думать о наших согражданах. Наш избиратель не живет в мире иллюзий и руководствуется мудрым принципом «Из двух зол выбирать меньшее». Думаю, наш электорат умен и многоопытен, поэтому и пойдет голосовать. Кто-то может и подумать, что с надеждой на реализацию его «наказов» - был такой термин в советские времена.
У всех партий, участвующих в нынешней предвыборной кампании, есть один общий недостаток: они – «старые знакомые», с прежними лидерами, избиратели прекрасно знают, что они будут говорить и что обещать. Только ведь многие в глубине души еще думают: «А вдруг получится?».
Материал подготовил Виктор Грибачев («Политком. РУ)